Меню

Cергей Колисниченко: «На Урале если человек не коллекционирует минералы, это странно»

22.03.2013 09:56 22 (11634)


Мы продолжаем нашу беседу с геологом, автором уникальных книг-альбомов о минералах и поделочных камнях Южного Урала, руководителем кружка юных геологов Сергеем Колисниченко.

Окончание. Начало в № 20 от 15 марта.

— Сергей Васильевич, теперь хотелось бы немного поговорить о вашей издательской деятельности. Что нового у вас на этом поприще?
— Я сделал первую книгу на заказ, то есть вышел на новый уровень издания. К 15-летию компании «Южуралзолота» мы выпустили книгу «Пласт — город золотой истории», автором которой стал известный краевед Равиль Хайретдинов. Я много работал над этим изданием, в нем использованы и мои фотографии. Вообще, когда я только узнал о том, что готовится такая книга, я сказал Равилю Касимовичу: «Давай я ее сделаю, никто лучше не сделает». Руководитель «Южуралзолота» Константин Струков отметил: «Я ожидал, что будет хорошая книга, но такая хорошая!». «Город золотой истории» вышел тиражом тысяча экземпляров. Кроме того, я подготовил к изданию свою книгу «Все минералы Южного Урала». Это, конечно, специальное издание, в нем описано полторы тысячи минералов, подведены итоги исследований, проводившихся на Южном Урале за 200 лет. Теперь в планах — сдать книгу в печать ко Дню геолога, который отмечается в первое воскресенье апреля.

— Какая тема у кандидатской диссертации, над которой вы сейчас работаете?
— По специальности «минералогия», либо «полезные ископаемые», я еще не решил, но это и не важно. Тема работы «Минералогия пегматитовых жил Кочкарского гранитного массива». Мою диссертацию не нужно брать всерьез — это тоже совершенно случайное дело… Для моей работы над книгами нужны были данные из геологической службы. Раньше они были бесплатные, а в какие-то годы потребовали платить, по 36 тысяч за работу с одним отчетом — это бешеные деньги! И тут мне сказали, что аспирантам в общем за все пользование отчетами геологической службы нужно платить всего 10 тысяч. Пока я сдавал экзамены и поступал в аспирантуру, работа со всеми отчетами снова стала бесплатной... Учеба в аспирантуре — это продолжение моих исследований. Я не ученый, я по-прежнему популяризатор: получил знания, отдал… Сейчас готовится к изданию моя четвертая книга. Она будет называться «Коллекционные минералы Южного Урала» или что-то в этом роде. В ней описано 1350 минералов, известных на Южном Урале. Конечно, в книге используется известная информация, но многие минералы я проверил: сам лично ездил на месторождения… Кроме того, я хочу написать «Геологическую историю Южного Урала». У моих учителей Александра Иосифовича Левита и Евгения Александровича Белгородского есть очерки на эту тему, но написаны они достаточно тяжело. А моя задача - подтвердить доводы ученых «живыми» фактами и подать красиво, как бы адаптировать для читателя. Геологу ведь не составит труда мысленно вернуться на 50 миллионов лет назад в историю Земли и описать геологические события того времени.

— На вашей даче в Верхней Санарке необычный каменный забор. Поговаривают, что он сложен из минералов, привезенных со всех концов Урала, может быть, даже России…
— Я всегда из своих поездок привожу камни, ездим на машине по разным месторождениям. И Санарка выступает как полевая геологическая база… К 1990 году мы с семьей подкопили три тысячи рублей, а деньги тогда таяли на глазах, давно хотели дом в деревне, и надо было срочно покупать. Верхнюю Санарку выбрали чисто случайно: там камни вокруг, речка… Кроме того, поблизости, в Демарино родился мой дед, а значит, там что-то родное. Купили мы дом, который и домом-то назвать можно было с натяжкой. Так, курятник, через год он развалился. Я начал строить новый дом. На нашем участке сохранились фрагменты старых каменных заборов — еще от казаков остались, и я начал свой строить. И, конечно же, туда я вмонтировал камни, которые привозил с разных мест. Местное население сначала это восприняло в штыки: забор должен быть из штакетника, из горбыля, а тут… Мужики приходили, спрашивали: «Что за фигня такая из камня? Отгораживаться, что ли, от нас собрался?» В деревне был юродивый. Смотрю — он однажды подошел, осматривает камни в заборе, разговаривает сам с собой: «Это ж не забор, это геологический музей!». Так и получилось. Обо всех камнях в нашем заборе я могу рассказать. Есть там старинные кирпичи из печей, номерные фрагменты, минералы… Дети постоянно изучают мой забор. В этом году я доделал его, сверху поставил кованые металлические фрагменты. Забор стал выше, стройнее. Сейчас мы задумали с ребятами сделать лежащего динозавра перед забором. Будет каменная фигура с открытой пастью… Со стороны это, наверное, кажется блажью. А мне нравится. Камни — это форма, это мое физическое состояние…



Досье

Сергей Васильевич КОЛИСНИЧЕНКО.
Год рождения — 1958.
Место рождения — Челябинск.
Окончил естественно-географический факультет ЧГПИ.
19 лет руководил геологическим кружком во Дворце пионеров и школьников им. Крупской. 10 лет пишет книги о минералах. Сейчас преподает в заочном геологическом лицее.
Автор трех книг про самоцветные и поделочные камни: «Удивительные минералы Южного Урала», «Яшмовый пояс Южного Урала» и «Русская Бразилия на Южном Урале».
Окончил аспирантуру при институте геологии
(г. Миасс). Работает над кандидатской диссертацией по минералогии.
Двое детей — сыновья Антон и Кирилл.