Меню

Особенности казахских дорог

15.03.2013 16:52 20 (11633)


Только в январе маленький автомобиль французского автопрома пробороздил полстраны и домчал трех путешественников до великого Санкт-Петербурга. И вот на мартовские выходные — три роскошных дня — запланирована новая поездка. Казахстан, Астана. Почти 1000 километров пути.
Но обстоятельства и погода явно против.

Корреспондент «ВЧ» продолжает автопутешествия по городам и весям

Международный женский день не случилось подольше понежиться под тяжелым зимним одеялом. Пришлось соскочить в шесть утра, чтобы собраться в поездку. В последний момент Астана отменилась: негде было переночевать, а платить лишние деньги за гостиницу не хотелось. Мы решили сократить путь и съездить в ближайший от Челябинска город Кустанай (Костанай у казахов). Чем ближе подъезжали к Троицку, тем сильнее яркая синева неба меняла свой цвет на бледно-серый, а на подъездах к границе с Казахстаном (почти 150 километров) появились первые сугробы на дорогах. После двух часов пути выяснилось одно пренеприятное обстоятельство: пробуждение было слишком ранним, и мозг не вспомнил, что надо взять с собой паспорт. А без документа, удостоверяющего личность, через границу не пускают. Водительское удостоверение не в счет. Развернулись, поехали домой. В 12 дня выехали снова. На этот раз в сумке болталось сразу два паспорта — российский и заграничный (на всякий случай).

Границу пересекали первый раз. Показали паспорта, проехали под первым шлагбаумом, прошли паспортный контроль («Снимите шапку»), открыли все двери, проехали под вторым. Со стороны казахов паспортный контроль куда строже: они фотографируют прибывающих и убывающих. Хотя в сторону степного соседа машин выстроилось куда больше, чем в нашу сторону. Все казахи на границе поздравляли с праздником. Международный все-таки. Наши пограничники не сочли нужным это делать. По пути прохождения пограничного пункта делаешь еще несколько ненужных остановок: берешь бланки, отдаешь пропуск на машину... И все это под сшибающий с ног ветер, которого не было еще на въезде в Троицк... Последний шлагбаум пришлось проезжать с напором, иначе можно было просто застрять в колее, прорытой фурами. Еще в тот момент стоило задуматься, есть ли смысл ехать куда-либо, но мы были уже в Казахстане.

Последний шлагбаум служил отмашкой для появления десятка киосков с надписями: «Обменный пункт», «Страхование». Чтобы безмятежно перемещаться по степям, следует застраховать машину. Для автомобилистов (особенно российских) штрафы за отсутствие страховки немалые: 38 000 местной валютой. Курс валют написан здесь же: один рубль стоит 4,88 тенге. Причем чем глубже в страну, тем дороже рубль. Невероятных размеров тетенька, пахнущая алкоголем и колбасой, выдала нам нежно-розовый страховочный бланк, запросила 100 рублей и сказала, что дороги до Кустаная нет: «Это вам не Россия, здесь дороги никто не чистит».

 

Ветер, ветер, ты могуч

Вздохнув, мы решили посмотреть хоть что-нибудь, раз уж пересекли границу и отдали деньги за страховку. Первые десять километров двухполосной дороги были вполне терпимы. Ветер гудел в машине, врываясь в играющие песни невероятными аранжировками. Пару раз проезжали по встречке, объезжая метровые сугробы на месте нашей полосы. Это казалось интересным и забавным. Еще через пару километров мы встали: на одной полосе вырос сугроб, на встречной застряла фура. Морда к морде подъехал второй большегруз и попытался вытащить севшего товарища. После трех бесплодных попыток застряла и вторая машина. Слева от фур в обочине торчал намертво севший мини-вэн с челябинскими номерами.

Остановившиеся автомобилисты пришли на помощь, десяток ребят попытались качнуть груженый автомобиль. Тот не шелохнулся. Русские расселись по машинам. Казахи достали из багажника лопаты. Только что может сделать совковый инструмент против степных снежных заносов? Стояли где-то полчаса. За это время пару раз пыталась хоть что-нибудь сфотографировать. Ветер дул так, что при выходе из машины перехватывало на несколько секунд дыхание, а выбитая слеза замерзала в лед прямо под ресницами, даже не успев спуститься до середины щеки. Потом кому-то пришла идея раскопать не фуру, а сугроб на полосе. Еще десяток минут, и накопившаяся к тому моменту шеренга машин плавно тронулась. Водители договорились держаться друг друга. Уже когда проехал последний из шеренги, навстречу показался тяжелый кран. Во время совместных копаний и толканий выяснилась и нужная информация: доехать можно только до ближайшего районного центра — Карабалыка (бывший советский Комсомолец), а дальше в громадной пробке встали фуры.

Мечта Давыдова

До Карабалыка нас провел парень из Троицка, с которым мы успели познакомиться на дороге. По его словам, жители ближайшего города ездят в Казахстан каждый выходной: тарят дешевую водку, сигареты и китайскую одежду. Он же показал нам приличные магазины. Большая часть из них оказалась закрыта: казахи не желают работать не только 8 Марта, у них даже обед длится два часа — с 12 до 14 часов. В быстром темпе мы прошлись и по местному Арбату: ветер даже в поселке не давал спуску. Сам поселок с маленькими магазинчиками, предлагающими тельняшки и резиновые сапоги с начесом, казался мучительно застрявшим в Советском Союзе. Хотя справедливости ради стоит отметить, что на въезде стояла просто гора новой сельскохозяйственной техники. Главный символ зерновой индустрии, как гордо сообщал ближайший указатель.

Муниципалитет ничего не убирает, вся территория закреплена за магазинами и другими предпринимателями. Казахи все чистят сами, а потому и не мусорят (мечта главы администрации Челябинска Сергея Давыдова). Да и штрафы здесь соответствующие. Бросил окурок на Арбате — 2000 тенге. Между прочим, средняя зарплата жителя Карабалыка — 20 — 30 тысяч тенге. Обменяв свои 7000 рублей, мы почувствовали себя настоящими буржуями: собирались за день промотать приличную казахскую зарплату. Впрочем, низкие цены оказались отчасти мифическими. Например, пуховик Adidas (нормальный Китай) стоил 2000 рублей, тогда как у нас на распродаже за эти же деньги можно купить модель лучше. Продукты стоят примерно так же, как и в Челябинске, а что-то и дороже. На прилавках лежат макароны «Макфа» и крупа «Увелка» — чуть дороже, чем у нас. А вот алкоголь и сигареты действительно дешевле. Так же как и пиво и кола.

Купюры у казахов на вид напоминают фантики — цветные, неряшливого дизайна. Монеты выглядят более гармонично. На память оставили и монетки, и фантики.

 

42 километра до Троицка

Гулять было особо негде, поэтому, посетив все возможные магазины, мы поехали в обратный путь. На выезде из райцентра выстроилась шеренга из фур: дорога закрыта; управляющие местных гостиниц радостно потирают руки: сегодня их номера переполнены. До границы с Россией полсотни километров. Заправляемся на местной АЗС, литр бензина здесь стоит чуть более 22 рублей (мечта российских автомобилистов). Многие троичане едут сюда на «сухой» бак.

Обратная дорога переметена сильнее: злой ветер гонит снежные облака на трассу, где высота некоторых сугробов достигает 2,5 метра. Выталкиваем застрявшую впереди машину, крадемся вслед за ней. В какой-то момент на дороге проглядывает асфальт, и мы радостно ускоряемся. Очень зря. Почти сразу влетаем в сугроб, тормозим, машину заносит, зад почти-почти улетает в обочину... Фуф. Удержались на дороге, на маленькой скорости продолжаем двигаться.

Клиренс у машины до смешного маленький, поэтому и сугробы лучше переезжать в хорошем темпе. Но в одном месте были вынуждены снизить скорость за впереди едущей машиной... В итоге она проскочила, а мы не дотянули метра до асфальта. Вышедшие из машины мужики махнули рукой: всего метр, быстро вытолкаем. Однако автомобиль под напором шести мужских рук не шелохнулся. Хорошо, что на встречной полосе остановился автобус, из него вышла пара десятков молодых людей. В итоге мой французик был вытолкан силой девяти мужчин.

Однако и тут уехали недалеко: впереди снова застряла фура. Рядом как назло маячит указатель: 42 километра до Троицка. От лопаты толку не было. От накинутых на колеса цепей тоже. Вторая полоса заметена наглухо — полтора метра снега не одолеть ни нам, ни джипам. Звучат подбадривающие шуточки, которые постепенно смолкают. Начинается мысленный анализ ситуации: бензина полный бак, в крайнем случае не замерзнем. Один банан на двоих. Две большие плитки казахского шоколада, предназначенные в подарок. Вместо воды — замерзшая в лед минералка, ну и пара бутылок спиртного. Без шуток, можно было протянуть и до понедельника. Однако через полчаса показывается наш спаситель. Трактор «Беларусь» с разгону врезается ковшом в сугроб, отчего куски снега разлетаются в разные стороны. Прочищено сантиметров 50. Сдает назад и повторяет операцию — уже метр свободы. Как только появился просвет, машины двинулись. Странно было ехать внутри сугроба, когда из окон видны лишь снежные стены.

Дальше до границы добрались без приключений, лишь раз останавливались, чтобы помочь вытолкать очередную севшую машину, да второй раз притормозили возле красной «Киа». Спросили у них, все ли в порядке. Две девчонки с безмятежными улыбками ответили, что остановились, просто чтобы сфотографироваться! Конечно, почему бы и нет? Пейзаж вполне себе: солнце садится, кругом степь, с которой метет снег...

И снова пограничный пункт, через все шлагбаумы которого виден скромный стенд с родной надписью: «Россия». И как только уезжаешь от казахов, встречаешь его — чудесный снегоуборочный трактор. И мощь, с которой он разметает сугробы, сравнима с силой того трепета, который ты испытываешь, когда возвращаешься из очередной поездки в родной край.