Меню

Сергей КОЛИСНИЧЕНКО: «НА УРАЛЕ ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ КОЛЛЕКЦИОНИРУЕТ МИНЕРАЛЫ, ЭТО ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ,СТРАННО»

15.03.2013 14:43 20 (11633)


Географ, педагог, минералог-любитель, автор уникальных книг-альбомов о минералах и поделочных камнях Южного Урала, руководитель кружка юных геологов… Слишком уж незаурядная личность Сергей Васильевич Колисниченко.

— Первым делом, Сергей Васильевич, мне хотелось бы расставить все точки над «i», иначе наши корректоры, вычитывая эту статью, быстро исправят «ошибку» в вашей фамилии...
— А никакой ошибки нет. Моя фамилия пишется через «и» — Колисниченко. Учителя всю жизнь мне испортили с этой «и», зачеркивали в моих тетрадях. Мать даже специально однажды принесла документы в школу, смотрите: Колисниченко. Я считаю, что применять к фамилиям правила грамматики бессмысленно. Есть, например, фамилия Меньщиковы с мягким знаком, хотя, как известно, сочетание -нщ- пишется без него... Откуда у меня такая необычная фамилия? С Украины. У нас там много родственников Колисниченко. И мне двоюродный брат объяснил, что наша фамилия не от слова «колесо» происходит, а от слова «колисо», что значит «сильный мороз». Я, конечно, нигде не встречал подтверждения этой теории, но… за что уж купил, за то и продаю.

— Наверное, нет более естественного занятия для жителя Южного Урала, чем минералогия. Казалось бы, сам бог велел заниматься у нас камнями. Только копнул, и вот они, поделочные, коллекционные и даже полудрагоценные. Давно вы увлеклись минералогией?
— Мамин-Сибиряк, по-мое-му, сказал, что на Урале все какие-то чокнутые, все коллекционируют минералы; если человек не коллекционирует минералы — это странно… В 10 лет я сбежал в Пласт за минералами, купил билет на автобус и поехал. Все мое детство мать и бабушка постоянно рассказывали про деда, он был старателем в тех местах, в Демарино. Мать сортировала руду, разбирала — золото не золото. Из своей первой поездки я вернулся домой часам к 11 вечера, обе варежки были полные камней. Мать что-то заподозрила. «В Пласте, что ли, был?» — спрашивает. Вторая моя поездка в Пласт уже была, что называется, с лицензией: мне дали денег, собрали в дорогу… Южный Урал — благодатное место для изучения минералов. В нашей области около 10 минералогических провинций (скопления минералов одного происхождения, одного генезиса), которым нет равных на всем Урале, и в мире еще поискать такие надо. Это и Ильменские горы, и Потанинские, и Вишневые (минералоги их объединили в Ильмено-Вишневогорскую провинцию), и Уфалейский комплекс, и Таганай (Медведёвка, кусинская Магнитка), и багарякские минералы, и, безусловно, «Русская Бразилия»… От Урала до Москвы поедете — найдете всего 20 минералов, а от Пласта до Борисовки — все 200 будет.

— Долгие годы вы работали во Дворце пионеров и школьников, руководили геологическим кружком, а теперь занялись творческой работой — издаете книги о минералогии Южного Урала. Не собираетесь ли вернуться в педагогику?
— А я никогда и не уходил из нее. В 1997 году я ушел из Дворца пионеров, но продолжил занятия с детьми. В Челябинске мы организовали клуб юных геологов, назывался он «Мое свободное время — геология». Я до сих пор преподаю в заочном геологическом лицее… Собственно, работа во Дворце пионеров, как и многое другое в моей жизни, это случайность. Я случайно попал в детстве в геологический кружок, хотя хотел либо туда, либо в археологию (мне страшно нравились все эти монеты, раскопки). Но когда я пришел во Дворец пионеров, археологический кружок тогда не работал, и я пошел в геологический. А потом, в 1977-м, я вернулся из армии, у меня был аттестат ТУ № 2 (по первой специальности я помощник машиниста электровоза) и тут заглянул к своей преподавательнице во Дворец пионеров, а она мне говорит: «Давай к нам». И я устроился руководителем кружка юных геологов, зарплата тогда была 90 рублей. Батя сказал: «Ничего себе работку нашел…» На железной дороге у меня по тем временам был только оклад 180 рублей. Позднее во Дворце пионеров были достойные зарплаты, я получал 250 рублей и мог купить себе путевку за границу. Но потом все изменилось… Теперь, вот уже более 10 лет, я занимаюсь популяризацией геологических, минералогических знаний.

— Рассказывают, что свои книги вы издаете исключительно в Китае — так дешевле даже с учетом перевоза тиража и таможенных расходов. Так ли это на самом деле?
— Информация про Китай устаревшая. Мою первую книгу в 2004 году выпустило наше челябинское издательство «Аркаим». Печатали «Удивительные минералы…» действительно в Поднебесной. Гонорар мне выплатили мизернейший, на него я смог купить только фотоаппарат «Олимпус-5000», на который позднее и отснял вторую книгу… В 2007-м я подготовил материал про яшму, взял кредиты и напечатал в Китае свою вторую книгу — «Яшмовый пояс». Привез тираж, рассчитался с долгами… А третья книга — «Русская Бразилия» — уже была напечатана в Челябинске, переплет для нее сделали в Уфе.

Санарка. Фрагмент ограждения

Продолжение следует…

Фото из архива Сергея КОЛИСНИЧЕНКО