Меню

«Учителям нужна четкость, конкретика»

31.10.2012 13:56 86 (11596)


Бродят где-то по высоким кабинетам 417 страниц закона, призванных объять необъятное российское образование. И пока они до рук педагогов просто не дошли. Многие учителя честно признались, что принятую в первом чтении версию закона не читали по простой причине: им некогда изучать «просто проект». Тем не менее свое мнение по поводу предстоящей законодательной реформы работники образования не скрывают.

«Надо учесть страшный опыт»

Методист, работник системы обра-зования, ДПиШ имени Крупской, Ирина Долькарт:

— Очень хорошо, что в новом законе в центре образовательного процесса все-таки ставится учитель. От этого ребенку будет только лучше. Но закон должен был учесть страшный опыт, который всех нас постиг. Мы убили литературу в школе, отменив сочинение как обязательный экзамен. Все знают, что наши дети перестали изъясняться на литературном языке. Сегодня нельзя ученика попросить порассуждать на любую тему. Он впадает в ступор. Нет системной работы с текстами, чтение сведено к знакомству с кратким изложением произведений. Вместо самостоятельной творческой работы над тем же рефератом или сообщением скачивают готовое из Интернета. Тем самым ученики лишают себя важнейшей практики: самостоятельно думать, искать, делать выводы, логично и аргументированно строить высказывания.

Завуч, учитель химии и биологии, вечерняя школа № 13, Татьяна Лошкарева:

— Если с утверждением первых версий ФГОС (федеральных стандартов) словесники требовали вернуть в число обязательных предметов русский язык, то теперь возмущаются математики, физики и биологи. Разработчики стандарта предлагают создать курс «Естествознание» для школьников, которые не выбирают физику, химию или биологию в числе профильных. Учителя-предметники считают, что это приведет к резкому падению базовых естественнонаучных знаний, поскольку позволит гуманитариям практически полностью проигнорировать сложные предметы. Кто читал в последней версии стандарт, наверное, заметил, что там нет четких критериев. Какие именно знания и навыки должен демонстрировать выпускник средней школы? Непонятно. А нам, учителям, нужна четкость, конкретика.

«Натаскивание — не обучение»

Кандидат филологических наук, преподаватель ЧелГУ Елена Квашнина:

— Готовлю старшеклассников к ЕГЭ. Наблюдаю печальную картину. Некоторые ребята абсолютно уверены в своей грамотности. Одна моя девочка легко и без ошибок выполняет часть «А» — тест с выбором ответа, где представлены задания по основным правилам орфографии и пунктуации. Но как дело доходит до написания диктантов — «тройка» или «двойка». Это результат формализма, который присутствует в школе. Натаскивание не есть обучение.

Учитель начальной школы Лариса Дороховская:

— Хорошо, что по новому закону теперь рассматривается дошкольное образование как ступень общего. Здесь можно будет опираться на преемственность. Но больше всего нас, учителей, радует, что прописан порядок начисления зарплаты. Он должен соответствовать средней величине зарплаты по промышленности региона. Это обнадеживает. Но вот многие родители опасаются роста разнообразных выплат: за продленку, за присмотр в образовательном заведении, за что угодно. В общем, страхи перед неизвестностью всегда велики, но они не безосновательны.

Педагоги «выгорают»

Завуч, учитель русского языка, лицей № 80, Владислава Николаева:

— Необходимо точнее разграничить права и обязанности всех участников образовательного процесса. В прежнем законе вся ответственность ложилась на школу. Хорошо, что по новому закону и родители становятся ответственны за то образование, которое получают их дети. Разве редкая ситуация в школах, когда чей-то папа пинком открывает дверь со словами: «Я на вас в суд подам!» Почему-то у нас принято «разрешать» конфликтные ситуации, заведомо обвиняя школу. Учителя сегодня устали от нагрузки. Им приходится брать больше часов: от полутора до двух ставок. Такая гонка ведет, как правило, к известному всем «выгоранию» учителя. Понятно, что педагоги ждут от закона таких изменений, которые дадут возможность работать и зарабатывать, не нанося вреда своему здоровью.

Директор школы № 153 Любовь Дерягина:

— Сейчас много чего есть в нашей школе, чтобы дать качественное образование. Растут фонды оплаты труда, особенно для тех учителей, кого выбирают ученики для своей специализации. Мы по-прежнему будем заниматься творчеством, лишь бы оно не шло вразрез с новым законодательством.