Меню

Поставить счетчик? Проще не бывает!

29.10.2012 15:55 41 (152)


Когда поднимается тема общедомовых приборов учета, появляется много вопросов, а получаемые ответы зачастую весьма туманны. Ведь разобраться во всех тонкостях темы достаточно сложно. На все вопросы, касающиеся установки и обслуживания счетчиков, «Управдому» Ответил главный энергетик управляющей компании «Созвездие» Павел Новиков.

Что необходимо для установки общедомовых приборов учета? Каков порядок установки?

По закону все собственники должны установить общедомовые приборы учета. Только в двух случаях установка невозможна. Первый — это слишком маленькая нагрузка. В связи с этим многие двухэтажные дома не подходят под требования закона. И второй — фактическая невозможность установки. Например, это дома на поселковой территории, также малоэтажки, у которых ввод находится под полом одной из квартир и для установки прибора придется занять половину кухни собственника.

Порядок установки приборов учета такой. Сначала у ресурсоснабжающей организации заказываются технические условия, в которых будут прописаны основные параметры для каждого дома, заказывается проект. У МУП «ПОВВ» конкретно указываются параметры расходомеров и требования по передаче данных — заявлена диспетчеризация. У МУП «ЧКТС» прописаны нагрузки, точки присоединения. По сути, требований меньше, но могут возникнуть сложности уже со вторым этапом: созданием и разработкой проекта, который должен быть согласован с ресурсоснабжающей организацией.

Если МУП «ПОВВ» прописали четкие параметры в технических условиях и, точно соблюдая их, мы соответствуем проекту, то у МУП «ЧКТС» гораздо более сложная проектная разработка. Для того чтобы установить водосчетчик, мы меняем участок трубопровода под расчетный диаметр, затем монтируем фильтр. Это делается для того, чтобы продлить срок службы, не повредив оборудование некачественной водой.

После вся собранная установка сдается ресурсоснабжающей организации. Проверяется соответствие проекту, качество установки. Сами по себе счетчики должны быть внесены в госреестр, иметь все необходимые сертификаты, что позволяет использовать их в коммерческих расчетах. На время установки необходимо отключение от ресурсоснабжения.

Насколько долго происходит монтаж?

С каждым ресурсом по-разному. При установке водосчетчика понадобится немного времени. Грубо говоря, с утра подача отключается, и к обеду уже все готово. Плюсом пойдет время на удовлетворение пожарных требований, так как счетчик предусматривает сужение. Для того чтобы в критической ситуации была возможность беспрепятственно получить воду, необходимо сделать обводную линию. Для сокращения времени отключения узел собирается до отключения и врезается в систему уже в готовом виде.

Установка теплосчетчиков более трудоемка. Сложности также добавляет жилой фонд; у нас есть дома постройки, например, 34-го и 37-го годов. Теплоузлы в них примерно два на два метра, а по проекту необходимы большие размеры: расходомер имеет определенную длину, у него должны быть прямые участки трубопровода до и после, то есть четкое соблюдение метрологических требований. Выходит достаточно внушительная длина, а это значит, что вся сборка попросту не помещается в данное помещение. По этой причине приходится многое переваривать, переделывать. В целом более шести — восьми часов монтажа. В сложных случаях еще больше. Тогда мы делаем в два этапа. Была пара случаев, когда расходомеры никак нельзя было расположить в помещении теплоузла и их приходилось выносить в соседнее.

Установка электросчетчика занимает полтора-два часа. Отключение производится самостоятельно, в электрощитовой. После вводного рубильника врезаются трансформаторы тока, и уже к ним подключается трехфазный счетчик. Учитывая, что в большинстве вводных электрощитов сразу предусматривалось место под электросчетчик, особых проблем с монтажом не возникает.

Время может увеличиваться по не зависящим от сотрудников причинам, в основном из-за организации подвального помещения, его изношенности. Ведь для того, чтобы установить счетчик, помещение необходимо подготовить: устранить все неполадки, подготовить систему, в частности заменить части труб. Это делается для того, чтобы показания счетчика были релевантными. Помимо этого, могут возникнуть проблемы с юридическими лицами, которые арендуют помещения в многоквартирном доме.

Какие расходомеры используются вами?

Что касается водосчетчиков, следуя требованиям МУП «ПОВВ», мы используем расходомеры с механическим принципом действия фирмы Zenner. Для того чтобы обеспечить возможность диспетчеризации, мы берем модификацию счетчика с импульсным входом. Для учета электроэнергии мы используем приборы «Меркурий 230», которые позволяют помимо сбора показаний, в том числе в многотарифном режиме, снимать также параметры поставляемой энергии: напряжение, чистоту, токи, — и при наличии системы диспетчеризации это позволяет нам отслеживать аварийные ситуации, в штатном режиме отслеживать нагрузку, выравнивать параметры по дому. Для учета тепла у нас используются комплексы «Интеликон». Они также поддерживают программу диспетчеризации. Здесь используются ультразвуковые расходомеры. Они, наряду с электромагнитными, являются стандартом в городе.

Что такое диспетчеризация?

Диспетчеризация — это дистанционная система сбора и передачи данных, которая автоматически передает все показатели с приборов учета. Полностью исключен человеческий фактор, нет никаких «не досмотрел — не успел — не заметил». Также система диспетчеризации предусматривает и подачу сигнала в случае проникновения и пожара. У нас заключены договора с вневедомственной охраной, которая реагирует на подобные ситуации. Диспетчер на участке в любой момент, например при обращении собственника, сможет проверить параметры поступающих ресурсов. При отклонении значений от нормативных диспетчер получит сигнал и направит на дом специалиста, не дожидаясь звонка жителей. В случае если произошла крупная утечка во внутренних сетях, то это тоже отмечается системой диспетчеризации. Стоит отметить, что если обслуживающая организация вовремя не среагирует на данный сигнал, то оплата потерянного количества воды снимается не с собственников, а с организации.

В системе хранятся архивы значений всех параметров, и в любой момент можно проверить, подавался ли ресурс в дом, с какими параметрами, не было ли скачков напряжения, падения давления воды, температуры теплоносителя. Эти данные позволят реально контролировать качество поставляемых ресурсоснабжающими организациями коммунальных услуг, требовать с них перерасчеты.

Сколько счетчиков должно быть установлено на дом?

В обычной ситуации на дом устанавливается три счетчика. Но, например, любой дом с лифтом, в соответствии с требованиями безопасности, имеет как минимум два ввода электроэнергии. Некоторые дома имеют несколько вводов воды и тепла. Таким образом, видов счетчиков будет три, но самих приборов может быть несколько. Так, в нашем жилом фонде есть девятиэтажка, в которой по проекту установки приборы должны быть установлены в каждом подъезде. Но в этом есть и свои плюсы: в этом случае каждый подъезд будет платить только за себя. Уже имеются прецеденты, когда собственники сами просят установить отдельные электросчетчики на подъезд. Стоимость при этом будет выше, но и организовать энергосбережение будет проще.

Как происходят начисления?

По теплосчетчику происходит расчет по площади: потребляемое тепло делится пропорционально занимаемой площади. По воде и по электроэнергии делается немного по-другому. Из показаний общедомового прибора учета вычитаются показания всех квартирных приборов или норматива, в случае отсутствия прибора в квартире. Если есть разница, то она делится на всех собственников. Набирается она, как всем известно, из затрат на общедомовые нужды — промывка системы после опрессовки, уборка подъезда, поливка придомового участка.

Любой житель может обратиться в управляющую организацию, выйти с мастером и проверить основные показания счетчиков: объем воды, тепла, электроэнергии. Второй вариант: в ближайшее время любой собственник дома, оснащенного системой диспетчеризации, сможет проверить показания общедомовых приборов учета на нашем сайте.

Сколько стоят приборы?

В комплексе за три прибора (расходомеры, система сбора данных), а также монтаж обойдется собственникам в 300 — 320 тысяч рублей. Существует несколько вариантов оплаты. Вся сумма может выплачиваться единовременным платежом. В этом случае мы разбиваем сумму на три месяца. Также платежи могут производиться за год, два или три. Ежемесячная плата включается в квитанцию. Если отказывается большинство, то у нас есть следующие ответственные за установку приборов — это ресурсоснабжающие организации. До 1 июля 2013 года они обязаны выйти, обследовать, составить проекты и поставить свое оборудование. Затем сумма включается в квитанции. Все происходит без собраний, без информационных встреч. До начала отопительного сезона жители еще могут сами выбрать подходящий вариант. Но, например, МУП «ПОВВ» уже начало работу по небольшим домам. Комплексную установку, безусловно, можно считать более выгодной. Во-первых, выбор счетчика. На воду — от 40 до 80, на тепло — от 100 до 400. Также есть второй момент: мы ставим единую систему диспетчеризации, а ресурсоснабжающие организации будет ставить каждая свою.

В чем еще преимущество комплексной установки?

Закон изначально предусматривал только установку приборов учета. Но на данный момент, как мы уже говорили, в проектах обозначаются требования по дистанционному сбору данных. Мы идем дальше: ставим на водомер и на вход-выход тепла дополнительные датчики давления. Электросчетчик сам по себе предусматривает сбор данных, важных для обслуживания. Вся эта информация собирается в режиме реального времени в отдел главного энергетика для анализа, а диспетчеру — для постоянного отслеживания ситуации. В случае аварийной ситуации срабатывает сигнал. Если авария происходит днем, то диспетчер обслуживающей организации отправляет сотрудника, отвечающего за данный дом, на узел. Если авария случилась ночью или в выходной день, на место выезжает аварийная бригада.

То есть в случае аварии в доме сотрудник управляющей организации устранит ее в наиболее короткие сроки. А что будет, если авария произошла на внешних сетях? Кто заплатит за потерянную воду?

При установке общедомового прибора учета все, что происходит на внешних сетях МУП «ЧКТС» и МУП «ПОВВ», собственников в доме не касается вообще. Прибор учитывает только то, что «потребил дом». У тех собственников, у которых уже установлены счетчики, есть графа с общедомовым потреблением. С 1 сентября соответствующая колонка появится во всех квитанциях. Среднюю величину вывести достаточно сложно. Особенно большие затраты как минимум 20 — 30 кубометров на промывку бойлеров. В штатной ситуации потребление обычно до 7 кубометров в месяц. Другой вопрос, что есть и другие варианты «пропажи» воды. Один из наиболее частых могут пресечь сами собственники. В отсутствие квартирных счетчиков начисление происходит по нормативу — стандарт на количество зарегистрированных жителей, а таковых может просто не быть. У нас до 30% жилого фонда сдается. Никто не запрещает человеку иметь две квартиры, но прописан он может быть только в одном месте. Таким образом, получается, что никто не прописан, но вода используется. И этот объем воды приписывается остальным собственникам. Также технически возможно подключение к электросетям дома. Тут либо злоумышленники взламывают щиты, либо сами жители позволяют это сделать.

Как же собственникам бороться с такой ситуацией?

В данный момент мы располагаем информацией по каждой квартире. В рамках закона о сохранности персональных данных мы выдаем количественную информацию о составе прописанных жильцов в конкретной квартире. Собственники (если их не менее трех) совместно с сотрудником управляющей компании имеют право составить акт о фактическом количестве проживающих. Потом составляется письмо, в котором собственники просят производить начисление на данную квартиру по фактическому числу проживающих. В качестве доказательства к нему прикладываются акты. В случае с электросетями — элементарная внимательность. Собственникам, предпочитающим не оплачивать чужие нужды, стоит быть более бдительными и сообщать о нарушениях. Любые незаконные подключения мы приходим и режем на месте.

Каковы затраты на обслуживание прибора?

Затраты на обслуживание приборов не велики. Для сбора данных, при установленной системе онлайн-передачи, нужен только один диспетчер, что также и способствует исключению человеческого фактора. Второй момент — это поверки. Электросчетчики проще заменить ввиду того, что только раз в 16 лет требуется поверка, водосчетчики поверяются раз в четыре года, а у теплосчетчиков поверяются три элемента: термосопротивления — раз в два года, расходомеры и тепловычислитель — раз в четыре года. Мы предлагаем собственникам расчетный тариф на каждый прибор учета. Город утвердил немного другой тариф, но сбора по нему не хватит даже на поверку. Можно будет работать и по городскому тарифу, но так как реальные затраты выше, все монтажно-демонтажные работы, настройка и регулировка будут выполняться за счет статьи «Содержание и ремонт». Обслуживанием приборов учета у нас занимается отдельная структура — ООО «Кастор», специализирующееся именно на приборах учета и автоматики.


Вопрос - Ответ

Все мы знаем, какая погода на Южном Урале. Я знаю, что на приборах общедомового учета можно установить специальную систему, которая будет работать в зависимости от погоды. Сколько стоит оборудовать счетчик системой подборки температуры?

Хотелось бы сразу уточнить — сам счетчик ничего не регулирует, он просто учитывает потребление. А вот на систему отопления, независимо от наличия счетчиков, автоматическое погодозависимое регулирование установить можно. Более того, такая система регулирования на данный момент является самым экономически эффективным способом экономии тепла. При стоимости установки от 120 тысяч рублей в минимальной комплектации экономия тепла может составить от 10 до 30 процентов, и при этом в доме будет поддерживаться постоянная температура, без резких перепадов.

Не выйдет ли так, что после установки приборов на нас все равно будут списывать потери на внешних сетях?

Любой общедомовой прибор учета учитывает все потребление ресурса после себя, то есть внутри дома. Утечки на внешних сетях прибором не зафиксируются в любом случае. А раз оплата в соответствии с ПП № 354 будет происходить только по счетчику, списать потери на внешних сетях на жителей уже не получится.

На сколько лет максимально можно разделить стоимость счетчика? Большая ли будет переплата?

По 261 федеральному закону рассрочка платежей может быть представлена на срок до пяти лет. Мы предлагаем рассрочку до трех лет, что позволит уменьшить ежемесячный платеж в большинстве домов до 100 — 150 рублей. В то же время для домов с большим количеством счетчиков срок может быть и увеличен. Переплата при этом составит порядка 30 процентов.

У нас текут трубы в подъезде, капитальный ремонт только обещают. Было бы странно платить за общедомовое потребление за воду и иметь текущие трубы в подвале.

Теперь своевременное устранение утечек становится первоочередной задачей обслуживающих организаций. И если ЖЭК не принимает мер по ликвидации аварий, он должен будет оплатить потери воды.

Почему общедомовое потребление насчитывается от общей площади? Может ли случиться так, что квартиры одинаковые, с одинаковой площадью, а суммы у соседей в квитанциях совершенно разные?

Согласно 354 ПП, общедомовое потребление — это затраты коммунальных ресурсов на обслуживание общедомового имущества. Например, вода тратится на промывку всей системы отопления, электроэнергия — на освещение подъезда. А так как, согласно Жилищному кодексу, собственники несут ответственность за общедомовое имущество пропорционально площади своего помещения, то и коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитываются по площади.

Помогут ли счетчики каким-то образом с воровством электроэнергии? Кто отвечает за освещение во дворе, которое периодически работает круглосуточно? Плюс к нашему дому подключены два киоска. Кто выдает разрешение на подключение к электрическим сетям дома?

Сам счетчик от воровства не защитит, но может помочь выявить неучтенное потребление. Освещение двора может быть в ведении обслуживающей организации (если светильники расположены на фасаде дома) либо Челябгорсвета — в этом случае к затратам дома они отношения не имеют. Выключатели дворового освещения обычно расположены в подъездах, и жителям стоит вовремя включать и выключать освещение. В свою очередь ООО «УК «СОЗВЕЗДИЕ» на своих домах устанавливает фотореле, которые позволяют автоматически включать наружное освещение только в темное время суток. Кроме того, по согласованию с собственниками мы устанавливаем светодиодное освещение, экономичные светильники с автоматическим отключением, что позволяет экономить до 80 процентов электроэнергии, затрачиваемой на общедомовые нужды. Киоски также заключают договора с энергосбытом, пройдя согласования с УК и Горэлектросетями. При выявлении незаконных подключений они обрезаются, а собственники подключенных объектов могут быть оштрафованы.