Меню

Они иногда возвращаются

21.09.2011 16:49 74 (11481)


Анонимная статья «Черные рейдеры «в законе» Екатеринбургского информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» после ее прочтения все же оставляет гораздо больше вопросов, нежели дает бесспорных ответов. Очередная версия о скандальных событиях вокруг небезызвестного ООО «КонструктУрал» (без упоминания ее главных героев Александра Рябченко, Сергея Овчинникова и Равиля Ахтамьянова), вне всякого сомнения, является не объективным журналистским расследованием, а скорее явной стратегической дезинформацией, разработанной в рамках некоей оперативной комбинации, и явно подготовлена людьми, имевшими длительный опыт работы в спецслужбах.

Впрочем, сотрудники уважаемого информационного агентства Екатеринбурга, конечно же, вполне могли и не знать всей подоплеки действительно «черных» рейдерских операций, проводимых в Челябинской области именно командами Седого и Курганского…

Седой и Курганский. Кто они?

Впервые появившиеся в июле 2009 года в Челябинске плакаты «Седой и Курганский. Кто они?» наделали в городе много шума. Но дальше всех в своих рассуждениях зашел известный южноуральский политолог Александр Подопригора. Начнем с того, что первый материал Александра Подопригоры, после которого сразу же начались проверки правоохранительных органов и криминальные действия в отношении рекламной кампании, вскоре был благополучно снят с сайта. После него, однако, вскоре появилась уже другая версия. «Валера Курганский (а речь, как говорят люди причастные, именно о нем) авторитетный и широко известный в узких кругах бизнесмен, который имеет также красивую татарскую фамилию», — сообщил Подопригора в своей колонке на сайте «Уралпресс.ру». А потом продолжил: «Ник «Седой», как утверждают наши источники, закрепился за заместителем председателя УФСБ полковником Рябченко».

Сразу же после появления подобных баннеров в силовых структурах Южного Урала поднялся переполох. С удивительной оперативностью начались какие-то странные расследования, проверки, и почти все в полуофициальном порядке — с приглашениями просто посидеть, пообщаться. Руководителей рекламных фирм, разместивших плакаты, попросили предоставить информацию о заказчиках. ФСБ, прокуратура, ГУВД и ФАС дружно занялись изучением данного вопроса. Из-за банальных рекламных баннеров силовики перетрясли весь город. Журналисты гадали: им что, заняться больше нечем, преступления в городе больше не совершаются? Что, все разговоры о нехватке штатов — миф, если есть возможность бросать столько сил и средств на безобидную рекламу? Кого же так дружно кинулись защищать наши право-охранительные органы от журналистов и рекламщиков?

Вскоре Челябинское УФАС оперативно предписало убрать скандальные и загадочные рекламные билборды с надписью «Седой и Курганский. Кто они?» с глаз долой, объяснив это свое решение тем, что данная информация не является, по их мнению, ни обычной рекламой, ни даже рекламой социальной. За всем этим явно ощущались недосказанность и желание прикрыть Седого и Курганского… Так все-таки кто такие этот Седой и Курганский?

Седой, Курганский и Овчинников…

В 2002 году не без участия своего отца, заместителя начальника УФСБ России по Челябинской области Александра Рябченко, его сына, Ивана Рябченко, свежеиспеченного выпускника ЮУрГУ по специальности «государственное и муниципальное управление» без опыта практической работы, сразу же, явно по знакомству, приняли на престижную и ответственную должность экономиста администрации закрытого города Трехгорного. Где он и трудился вполне успешно до июня 2006 года, когда наступило время уносить ноги из офиса главы города.

Потому что именно в этот период, как утверждают многие, главой Трехгорного Николаем Лубенцом были совершены масштабные махинации с бюджетными денежными средствами в особо крупных размерах — более 11 миллиардов рублей. При этом злые языки открыто утверждали, что именно полковник ФСБ Рябченко и именно через своего сына оказывал на мэра ЗАТО вполне определенное влияние.

Уголовное дело на мэра засекреченного города пришлось возбуждать сотрудникам Генпрокуратуры России. 6 мая 2005 года Челябинский областной суд удовлетворил представление Генпрокуратуры РФ и дал заключение о наличии в действиях депутата Заксобрания Челябинской области и главы города Трехгорного Николая Лубенца признаков преступлений, предусмотренных пунктом «В» части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

В дальнейшем, однако, следователям почему-то так и не удалось доказать факты хищения значительных бюджетных средств именно с участием Лубенца и его команды, и «заложник свободного режима» в 2007 году был благополучно осужден в рамках дела «Юкоса» к лишению свободы сроком на четыре года условно.

Напомним читателям, что в России в то время было всего десять ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований) Минатома, представляющих собой города, связанные с разработкой и созданием ядерного оружия. И примерно еще 40 ЗАТО Минобороны — различные военные точки, где на вооружении находились ракеты с ядерным арсеналом. В законе о ЗАТО прямо говорилось, что этот престижный статус имеют только хорошо охраняемые спецслужбами города, на территории которых расположены объекты, связанные с ядерным синтезом.

В Челябинской области таких ЗАТО было четыре: города Снежинск, Трехгорный и Озерск, а также поселок Локомотивный. И отношения с областью, в первую очередь финансовые, у южноуральских ЗАТО были, конечно же, очень и очень непростые. Скандалы, связанные с криминальным дележом огромных денег «запреток», в те годы буквально сотрясали Челябинскую область. Именно эти «финансовые отношения» и должны были разруливать местные спецслужбы во главе с Александром Николаевичем Рябченко.

В июне 2006 года, когда работать у подследственного Лубенца стало небезопасно, Александр Рябченко вновь помог своему сыну Ивану устроиться в еще одно, тоже очень перспективное, место. В ОАО «Челябгипромез» на должность помощника заместителя генерального директора и по совместительству влиятельного депутата Челябинской городской думы Сергея Овчинникова. По мнению независимых экспертов, проделано это было бывшим руководителем экономической контрразведки, скорее всего, с целью оказания влияния на деятельность небедного акционерного общества, в собственности которого в том числе находилось и высотное здание, расположенное в самом центре Челябинска и стоящее в те годы как минимум 250 — 300 миллионов рублей.

К тому же необычайно информированный заместитель начальника регионального УФСБ по оперативной работе, конечно же, не мог не знать того, что бывший управляющий ОАО «Фонд «Атлант» Овчинников С.Г., по оперативным данным, совместно с уголовными авторитетами Пономаревым, Подивиловым и Косанбаевым в свое время организовал финансовую группу, которая, используя значительные средства, осуществляла не всегда корректное приобретение крупных пакетов акций ряда предприятий Челябинской области и Уральского региона. Особо подозрительные поговаривали даже о возможной причастности гендиректора Овчинникова к организации заказного убийства бывшего председателя совета директоров ОАО «Фонд «Атлант» Василия Кубашова.

Все на виду, но этого никто не видит

После убийства Кубашова и покушения на Андрея Косилова контроль над активами «Атланта» получил Равиль Ахтамьянов — челябинский авторитет Валера Курганский, поскольку к тому времени Косанбаев и Татаринцев между собой окончательно рассорились, а Подивилов особо в дела не вдавался, отвлекшись на решение семейных проблем. К 2002 году, после убийства Косанбаева, а следом и Татаринцева, контроль над всем, что имела группа, и вовсе полностью перешел к Ахтамьянову. По оперативной информации, для того чтобы удержать все в своих руках, Курганский начал работать с Рябченко.

В настоящее время Равиль Ахтамьянов считается входящим в «калининскую семью» со всеми вытекающими отсюда связями в правоохранительных органах и уголовном мире, сильным административным ресурсом.

После выхода на пенсию полковник ФСБ Александр Рябченко, по данным сайта Cheltoday.ru, был не забыт и честно трудоустроен на руководящую должность в фирму, принадлежащую Равилю Ахтамьянову. И утверждают, что его кабинет расположен на втором этаже ООО «Челябгипромез».

В августе прошлого года Российское информационное агентство Ura.ru в зубодробительной статье Сергея Леонова «Очень нагло! Рейдерский захват важного для гособоронзаказа предприятия» поведало, что в результате рейдерской атаки в Челябинской области может пострадать ПО «Маяк» и ядерная программа страны. Как указал в своей жалобе прокурорам Юрию Золотову и Александру Войтовичу потерпевший Владимир Косажевский, «поняв, что продать свой убыточный актив предприниматели (Александр Рудаков и Игорь Липатников) не смогут, они вышли с новым предложением: поделиться половиной прибыли ОАО «Южно-Уральские машиностроительные заводы», предприятия с годовым оборотом в два миллиарда рублей. Взамен пообещали «крышу» в лице начальника департамента по взаимодействию с правоохранительными органами аппарата полпреда президента в УрФО Дмитрия Кузьменко, работавшего ранее начальником отдела УФСБ по Челябинской области». И обреченно добавил: «Сказали, что в противном случае мной может заняться криминальный авторитет Равиль Ахтамьянов, известный в Челябинске под псевдонимом Валера Курганский. И заявили, что противоправные действия в отношении меня будут осуществлены при поддержке исполняющего обязанности начальника УФСБ Челябинской области Александра Рябченко».

Возможно, что и не знали сотрудники «УралБизнесКонсалтинга», размещая на своем сайте статью «Черные рейдеры в «законе», того, что в южноуральском ООО «КонструктУрал», о трагической судьбе которого они все так, оказывается, переживают, у вышеназванного Ивана Рябченко и у гражданской жены Равиля Ахтамьянова было до недавнего времени по 12,5 процента долей предприятия. Сергей Овчинников через Дмитрия Панова распоряжался еще 25-процентным пакетом долей общества. Казалось, что совсем немного, и эффективный бизнес — ООО «Завод металлоконструкций «КонструктУрал» окажется в руках удачливых концессионеров…

У не входившего в вышеназванную команду «бизнесменов» Вячеслава Кауца на руках было тоже 50 процентов долей акций и должность генерального директора предприятия, что создавало ему относительно небольшой перевес сил. Небольшой, потому что административный ресурс и «красная крыша» по нынешним временам стоят немало. А к примеру, одна невнятная угроза цепкого полковника ФСБ, известного в чекистской среде под устрашающим псевдонимом Клещ, — слова о том, что «у нас наработаны определенные материалы… По ним, конечно же, разберутся… И если окажутся основания, на вас возбудят уголовное дело…», — и подавно может оказаться решающей в схватке за эффективный бизнес.

Может быть, не верите? Думаете, в рабочее время рассказываю вам сказки? Тогда поднимите прошлогодние публикации о том, как в тюремную камеру экс-депутата городской думы Андрея Леканова в режимном следственном изоляторе приходил авторитетный предприниматель Равиль Ахтамьянов. Ночной гость сначала пытался запугать заключенного народного избранника, а потом предложил ему свободу в обмен на его же бизнес. Тогда на информационном сайте Uralpress.ru вновь было открыто высказано предположение о наличии связи Ахтамьянова-Курганского с заместителем начальника областного ФСБ Александром Рябченко-Седым. В пользу этой связки заявили и Андрей Леканов, и еще трое свидетелей предрассветного происшествия. Как тут не вспомнить старую российскую поговорку, что у спецслужб руки длинные. И в тюрьме, если захотят, достанут. А здание УФСБ, оказывается, настолько высокое, что из его окон видно Магадан. Как говорится, приходите к нам в гости, мы вас посадим (пауза), чаем напоим…

Правда, утверждают, что после выхода на пенсию у полковника Рябченко возможности сократились процентов, наверное, на восемьдесят. Зато вполне возможно, что у Равиля Ахтамьянова и Сергея Овчинникова к тому времени они несколько даже прибавились. Времена на дворе смутные…

Что интересно, в анонимной публикации, широким размещением которой так активно занимался «УралБизнесКонсалтинг», в качестве мнения главного эксперта приводятся довольно циничные слова вышеназванного «черного» рейдера Игоря Липатникова: «Экономические преступления у нас никто никогда не расследует, директора рисуют кредиторскую задолженность и начинают управлять процедурой банкротства совершенно законно. Я подобными делами занимаюсь много лет, и в последние годы началась полная вакханалия…»

То ли Игорь Сергеевич сам не понял, что сказал, и, конечно же, проговорился, то ли у организаторов заказной публикации других «экспертов» на примете не оказалось. Но согласитесь, что главный разоблачитель оппонентов команды Рябченко, Ахтамьянова и Овчинникова из финансово-промышленной группы «Уралбумага» Игорь Липатников после этих слов получился фигурой более чем специфической.

Немудрено, что вышеназванная статья агентства «УралБизнесКонсалтинг» о мнимых «черных рейдерах», которую, естественно, никто из журналистов так и не решился подписать, грешит множеством неточностей, несуразностей и явных натяжек.

Продолжение следует...