Меню

Высокая музыка из-за кулис

21.09.2011 15:37 74 (11481)


Несколько неформальных встреч на фестивале

Китайские стихи в вольной трактовке, русский вокал в немецкой транскрипции, песни о смерти и вечности жизни — финал первых дней «Высокой музыки на Южном Урале» потряс публику. Причем как искушенных зрителей, так и совсем далеких от классических вершин. Богато одетый джентльмен, громко аплодируя оркестру, комментировал своей спутнице: «Наконец, этот кошмар закончился». Судя по всему, философский опус Малера для него оказался слишком суров, но тем не менее парочка мужественно продержалась до конца. И все-таки большинство зрителей были искренни в своих лучших чувствах.

Русские — лучшие струнники

К слову сказать, услышать Малера «вживую» можно весьма нечасто, он сложен не только для непосвященного слушателя, но и для исполнителей. Не случайно его симфонии достаточно редко звучат со сцены. Поэтому концерт оркестра «Филармония наций» для истинных ценителей стал настоящим подарком, а также знакомством с одним из лучших симфонических коллективов мира, которым руководит Юстус Франц. К маэстро нам удалось попасть буквально перед началом концерта. С иностранцами в этом отношении договориться проще — они уважают всякий труд, даже журналистский.

— Я плохо знаю по-русски. Вы должны говорит со мной как со своим сыном, —лучезарно улыбается герр Юстус.

— Без проблем, тем более, что у меня три сына. А у вас? — шутит моя коллега, многодетная мама с телевидения.

— О! У меня только два. Одному шесть лет, а второму тридцать, —поведал маэстро о семье. Оказалось, что дети пошли по стопам родителя, оба уже выступают на сцене и весьма успешно. Сам маэстро всегда поддерживает связь с близкими, вот и в тот вечер он уже успел поговорить с младшим по телефону и осведомиться о его музыкальных занятиях.

— Душевный настрой очень-очень важный, — поднял палец вверх дирижер. На Урал он прилетел на Евразийский фестиваль, который проходил по соседству в Екатеринбурге.

— Еще в понедельник я дирижировал во Франкфурте, потом прилетел в Москву, потом в Екатеринбург. Там мы репетировали восемь часов. Местные музыканты шутили: «Как вы не умерли?!» Я ведь ночью совсем не спал, — смеется Юстус. По его признанию, в Челябинск он попал впервые — будучи в Екатеринбурге, грех не использовать такую возможность и не прокатиться до соседнего города, куда его пригласил Дмитрий Коган.

— Очень красивый ландшафт я наблюдал, когда ехал в машине, — поделился впечатлениями маэстро.

— Мы — пример интернационального сотрудничества, — своим коллективом Юстус явно гордится. — У нас играют музыканты из многих стран. Русских почти 20 человек — в основном струнная группа. Очень важно, чтобы музыкант обладал не только 100-процентной техникой, но и был хорошим артистом, темпераментным, язык тела тоже важен. Сейчас визуальный аспект имеет все больше значения, — поделился маэстро секретами, как он выбирает музыкантов в свой коллектив.


Симфония-кантата Густава Малера «Песнь о Земле» написана на стихи китайских поэтов династии Тан 7-8 веков до н.э. в переводе Ганса Бетке. Это произведение достаточно редко можно услышать на сцене.


«Без меня меня женили»

Надо отметить, что все концерты фестиваля проходили с неизменным аншлагом. Но тенора XXI века просто «порвали зал». Публика неистовствовала практически после каждого произведения. В первом отделении прозвучали итальянские песни, а во втором — наши, родные — русские и украинские.

— Я даже прослезилась, когда Пастер запел «Чорнобривцы», — призналась мне коллега по секрету. Впрочем, не она одна оказалась столь чувствительна, во время этой песни в зале многие хлюпали носами.

— Спасибо вам, — благодарю дирижера оркестра «Малахит» Виктора Лебедева.

— Ну что вы, — отмахивается Виктор Григорьевич. — Музыка просто роскошная. Даже итальянцы признаются: «Свои песни мы можем петь когда угодно — и в пир и в мир. А ваши — нет, не рискуем, слишком много душевных затрат».

Стучимся в дверь гримерной комнаты руководителя проекта.

— И что это у вас за фестиваль такой? — прищурившись, вопрошает Дмитрий Сибирцев. — Мы ничего не знали, нас никто не приглашал, а приехали в Челябинск и увидели свои имена в афишах.

— Но мы же вас так ждали! Еще ваш папа с оркестром «Малахит» выступал, говорят, ему очень понравилось, — пытаюсь сгладить неловкость.

— Это правда. Папа до сих пор поет, несмотря на возраст, — «растаял» Дмитрий Александрович. — Он всегда очень тепло вспоминает ваш город, очень хотел приехать вместе с нами, увы, не получилось.

Лучшие тенора страны в Челябинске звучат не впервые. Год назад они вызвали фурор в оперном театре. Выступали в рамках программы «Территория культуры Росатома». Новые гастроли — и снова аншлаг.

— Сейчас странное время. К сожалению, оперных солистов знают очень немногие. И даже в оперный театр ходят не слушать, а смотреть. Наш проект дает возможность преподнести артиста как настоящую звезду. Мы принципиально не исполняем то, что поем на оперной сцене, здесь совсем другой репертуар.

— Почему вы позволяете вашим артистам выступать с микрофонами? Говорят, это развращает оперников, — не упускаю случая подколоть.

— К сожалению, очень мало залов с нормальной акустикой, — разводит руками Сибирцев. — Это настоящая проблема. К тому же нам зачастую приходится работать под минусовку, и то, что здесь мы выступаем с таким прекрасным оркестром, — большая удача.

Сила и тембр

— А где Пастер? — журналисты столпились в пустой гримерке одного из «теноров XXI века» Максима Пастера.

— Курит! — кричат коллеги из коридора. Мы в недоумении переглядываемся, а в комнату влетает Максим. На лбу капельки пота, после концерта он даже не успел переодеться.

— А ваши коллеги вас сдали, сказали, что вы курите. А как же голос? — ехидно осведомляюсь. Максим всей своей массой нависает надо мной.


«Мне очень нравится русская музыка, особенно Чайковский, это просто фантастика! Я бы хотела спеть «Орлеанскую деву», мне нравится «Русалка» Даргомыжского, мечтаю также о рахманиновском «Алеко».


— Запомните: водка дает голосу силу, а курево — тембр, — глаголит он сверху.

— Ой, как вы пели «Чорнобривцы», очень душевно, — стонет от восторга коллега.

— Так я ж сам хохол. Мне бы да не спеть.

— Говорят, украинский язык стоит на втором месте по напевности после итальянского, — пытаюсь вернуть разговор в деловое русло.

— Это правда, на нем петь очень удобно.

— А как вам работалось с «Малахитом»?

— «Малахит» для нас — золотая веха. Кланяюсь ему низко до земли. Мы много выступаем с народными коллективами, в том числе московскими. Считаю, что музыканты будут играть здорово, только когда они это хотят. И вот это огромное желание в вашем коллективе есть, это чувствуется.

— Ваша карьера в Большом театре продолжится?

— Надеюсь. Сейчас там заканчивается ремонт и нас ждет большая работа. Уже был в зале и даже провел первые репетиции.

— А что для вас более затратно: спеть оперу целиком или участвовать в концерте?

— Мне кажется, одинаково, — Максим задумывается буквально на минуту. — Иногда в концерте даже сложнее. Ведь здесь выступают твои друзья, и если ты даже не поешь, все равно переживаешь за них.

Загадка бельканто

Концерт итальянских певцов, может, не вызвал такую же бурю восторгов, но лично для меня был весьма поучительным. Все-таки недаром итальянская певческая школа (то самое бельканто) ценится во всем мире, благодаря ей можно петь в опере, даже если Бог не наделил тебя какими-либо особенными вокальными данными. Как говорится, было бы желание. У тенора Джанлуки Дзампьери оно, судя по всему, огромное. Однако профессиональное ремесло также достойно уважения. И все-таки концерт удался. В темпераменте итальянцу не откажешь, ну а его партнерша Анна Мария Киури была весьма хороша и в партии обольстительницы Кармен, и старой цыганки Азучены. Кстати, обладательница глубокого меццо весьма убедительно исполнила и сопрановую партию Сантуцци из оперы «Сельская честь» Масканьи.

— А русскую оперу вы бы хотели исполнить? — спрашиваю у Анны Марии в антракте.

— Мне очень нравится русская музыка, особенно Чайковский, это просто фантастика! — певица не скрывает своих чувств. Чисто по-итальянски. — Я бы хотела спеть «Орлеанскую деву», мне нравится «Русалка» Даргомыжского, мечтаю также о рахманиновском «Алеко».


«Конкуренции у нас практически нет. Мы не хор, мы не поем в ансамбле. Занимаемся тем, чем в свое время занимались Паваротти с Доминго и Каррерасом».


Петь Анна Мария начала в девятилетнем возрасте — занималась в церковном хоре, играла на пианино и скрипке. В России Киури гастролирует постоянно, и даже преподает в консерватории Санкт-Петербурга, где у нее много друзей. Но в Челябинск певица приехала впервые и не пожалела.

— Мне нравится, что на концерте много молодых людей, меня это радует. У вас хороший оркестр, хорошо подготовленный, нам хватило нескольких репетиций, сразу видно, что дирижер — перспективный и очень талантливый. Мне кажется, что мы с ним уже когда-то встречались, — улыбается Анна Мария. — Нет, не могу вспомнить. Может, в другой жизни.

P.S.

Итак, фестиваль завершен и завершен, в целом, удачно. Довольны все: организаторы, исполнители, публика. Особенно, конечно, последняя, которой объявили, что теперь «Дни высокой музыки» станут проходить каждый год.

— Считаю, что фестиваль задал очень высокую планку. И я очень рад, что теперь он будет ежегодным. Хочу поблагодарить вас, публику — благодаря вашим аплодисментам и теплому приему фестиваль прошел с таким потрясающим успехом, — сказал на закрытии организатор фестиваля, музыкант Дмитрий Коган.

— Фестиваль получился интересным, объединившим разные музыкальные жанры и исполнителей. Он стал уникальным и в том смысле, что все, что было запланировано, состоялось. Мероприятия такого масштаба редко обходятся без каких-то срывов, накладок, наш фестиваль с этой точки зрения был образцовым. Конечно, очень порадовал теплый прием зрителей, а это значит, мы не ошиблись в том, что решили сделать мероприятие традиционным, — считает министр культуры области Алексей Бетехтин.

Так что фестиваль не прощается с Южным Уралом, а говорит всего лишь «до свиданья, до скорого свидания».