Меню

Под крестом четырех соборов

08.07.2011 08:52 53 (11460)


В Кыштыме четыре православных храма. Самому старшему из них 250 лет, самому младшему — чуть более века. И логично предположить, что если отметить на карте города эти соборы и попарно соединить прямыми линиями, то центр досточтимого Кыштыма окажется рассеченным воображаемым крестом. Случайно ли это? Что находится в точке, где пересекаются линии «храмового креста»?

Последователям Дэна Брауна, автора нашумевшего «Кода да Винчи», есть над чем задуматься.

Свято-Духосошествиевская церковь (храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, или Старая церковь, как ее прозвали в народе) была построена в 1764 году на острове в центре заводского пруда. Она первой из четырех соборов вознеслась над рабочим поселком Верхне-Кыштымского завода.

Строительство храма началось по инициативе Екатеринбургского духовного правления и стараниями хозяина завода Никиты Никитича Демидова, но на деньги, собираемые в течение многих лет среди населения. Есть красивая легенда, что заводчик после осмотра окрестностей с горы Егоза спустился в поселок, отобедал на острове и сказал: «Пусть народ ведает, где Никита обедает! Построить здесь храм!»

На деле к 1755 году население поселка составляло три тысячи человек, все были православными, и Никита Никитич провел переговоры с представителями духовенства о строительстве церкви в Кыштымском приходе и получил добро.

Тут же на остров начали свозить бутовый камень, который к тому времени в изобилии накопился на Кыштымском и Сугомакском рудниках. В 1758 году, с приездом храмовых мастеров, закипела работа. Кирпичи, камни, раствор — все доставлялось наверх вручную или с помощью простейших лебедок.

Свято-Духосошествиевскую церковь освятили 7 февраля 1765 года. Для глухой провинции церковь получилась на редкость нарядной и величавой. К тому же проект заводчики для своего поселка выбрали не совсем обычный. Церковь выстроили с размахом — в два этажа, кирпично-каменную. Каждый апартамент получил свое имя: верхний этаж стал называться во имя Сошествия Святого Духа, нижний — во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В 1774 году пугачевцы штурмом взяли не пожелавший подчиниться воле крестьянского царя Верхне-Кыштымский завод (к тому времени в оборонных целях он был окружен деревянной стеной, оказавшейся не такой уж неприступной) и от души победокурили в рабочем поселке. Повстанцы, среди которых было много иноверцев, устроили в православном храме стойбище для лошадей, в церковном дворе жгли костры… Сохранилось предание о том, что во время этого варварского осквернения храма староста Ефим Норкин взобрался на колокольню и ударил в набат. За это его сбросили с колокольни.

После бегства пугачевцев церковь привели в надлежащий порядок, и в 1775 году она была повторно освящена. Следующему нападению вандалов церковь подверглась уже в 1930-х. Богослужения в ней были прекращены, в разные годы в церковных стенах располагались склады, городской музей, типография, кинопрокат… В постперестроечные годы храм был возвращен верующим и вновь освящен, уже в третий раз. Ныне от земли до верхушек куполов храм закрыт строительными лесами, идет полная его реставрация.

Таинство Никольского придела

Строительство Христорождественской церкви велось с 1848 года по 1857-й. Она ровно на сто лет оказалась младше Верхне-Кыштымского завода (год основания — 1757).

Этот храм не только вознесся на самую высокую точку города, но отличается еще и уникальной архитектурой. Высота главного купола составляет 50 метров, колокольни — 71 метр. Знающие люди утверждают, что подобных двухапартаментных храмов в России всего шесть.

В 1902 году была сделана настенная роспись нижнего этажа. Сохранилась надпись: «Стенная живопись святых картин и орнаменты исполнены Московскою придворною мастерской Якова Ефимовича Епанечникова».

После революции храм пережил немало испытаний: лишился колоколов, внутреннего убранства, в нем располагались то склад, то конюшня… Но во время Великой Отечественной войны по просьбе верующих церковь вновь освятили и открыли. Первое время церковные службы на Николу летнего проводились в Никольском приделе на втором этаже храма, но сейчас доступ туда открыт не каждому. Священники хранят таинство верхнего зала. Рассказывают, что из-за белых стен он кажется просто огромным. Никольский придел построен по пропорциям Исаакиевского собора в Петербурге.

Ныне столетние фрески, которые уже едва просматривались, отмыли от пыли и копоти, а декоративный орнамент обновили свежими красками. В звоннице Христорождественского храма девять колоколов, самый большой из которых отлит в Воронеже.

Кресты с разноцветными стеклами

Каменный однопрестольный храм в поселке Нижне-Кыштымского завода был построен в 1892 —1896 годах и освящен во имя Святителя Николая Чудотворца. Был организован самостоятельный церковный приход, насчитывающий более двух тысяч человек.

В отличие от других храмов кресты Николаевской церкви сверху переливались всеми цветами радуги — контуры их были выкованы из меди, а центр заполнен цветным стеклом. Украшением служила и великолепная кованая решетка на дверях. При храме действовали воскресная школа и школа для заводских детишек.

В 1930-х годах по инициативе лидеров молодежного движения «Воинствующие безбожники» Никольский храм закрыли. Купола сбросили, колокольню снесли. В церкви сначала оборудовали спортивный зал, а затем устроили клуб «1 мая». Правда, в 1944 году в храме попытались возобновить службы, но длилось это всего несколько месяцев. С середины 1950-х церковное здание использовалось под всевозможные склады, а потом и вовсе было заброшено. Спустя многие годы о нем вспомнили, кое-как отремонтировали и… Сначала в стенах храма располагался филиал школы искусств, затем концертный зал и, в конце концов, Дворец бракосочетаний.

Ныне храм возвращен РПЦ. С учетом историко-археологических исследований в 2004 — 2006 годах был реконструирован первоначальный облик храма: восстановлены колокольня, купола, убранство фасадов и интерьеров. Церковь заблистала в своем первоначальном виде.

И колокол укатился от вандалов…

Свято-Троицкая церковь стоит на берегу пруда. В «Историческом очерке» уроженец Кыштыма ученый и краевед Борис Михайлович Мещеряков приводит такие факты:

«Построили храм в рекордно короткие сроки — в 1847 —1849 годах — при незначительных затратах заводских средств. В основном на деньги Тита Поликарповича Зотова. Приход официально был утвержден как единоверческий, то есть в него вошли верующие, отпавшие от православия, но потом пожелавшие оставить раскол и присоединиться к православной церкви на правах единоверия. Функционировала церковь до середины 1930-х годов. Затем была закрыта звонница, колокола и кресты сняты. В ней сначала устроили молодежное общежитие, а позднее — клуб имени С. Кирова».

По первоначальному авторскому проекту (имя архитектора неизвестно) внутренний объем храма был единым. Второй этаж в нем соорудили уже в советское время. Из уст в уста передается красивая легенда о том, что когда в 1930-е сбросили со звонницы колокола, то один из них укатился по крутому спуску в пруд и якобы до сих пор лежит на дне.

Ныне храм передан верующим, но средств на его восстановление нет.

***

И последнее: линии «храмового креста» действительно пересекаются в районе усадьбы Демидовых-Расторгуевых, того самого кыштымского Белого дома, таинственного и полного загадок.

О чем это говорит? Только о том, что достаточно в эту историко-градостроительную экспозицию плеснуть немного неуемной авторской фантазии, и сюжет блестящего бестселлера уже готов. Успех в самой читающей стране мира обеспечен!