Меню

Земля Шигирской чуди

10.06.2011 09:06 45 (11452)


При должном воображении места стоянок бронзового и железного веков, древние рудники и шахты, исследованные еще советскими археологами в окрестностях нынешнего Екатеринбурга, очень уж схожи с тем, что рассказывают о легендарном народце «при приходе русских укрывшемся под землю».

На севере Руси сей народец называли чудь заволочская, на Урале — чудь белоглазая. Павел Петрович Бажов упоминал в своих сказах неких «старых людей», живших в наших горах в прошлые времена. Таинственный, во всех отношениях загадочный был этот народец…

Тайна доисторических медных копей

Сведения о древних копях в окрестностях Екатеринбурга связаны с первыми открытиями рудных месторождений меди в XVIII веке.

Залежи медной руды открывались рудознатцами по следам заброшенных древних «чудских» рудников. Так были открыты теперь уже истощенные залежи меди в Верх-Исетских, Кыштымских заводских дачах, у станции Рудянка (Меднорудянское месторождение) и Гумешевском месторождении близ города Полевского.

Открывая залежи меди, рудознатцы обнаруживали у древних копей и скопления медной руды, вынесенной в древности на поверхность, но неиспользованной. В большинстве случаев последующая добыча медной руды производилась на месте древних копей, которые разрушались при этих работах. Древние «горняки» в некоторых случаях ограничивались разработкой руды, выступавшей на поверхности и залегавшей гнездами в мягких породах, баснословно богатых медью. При разработках руды на поверхности оставались воронкообразные углубления.

Рудные жилы разрабатывались и шахтами. Их глубина достигала 15 метров. Крепление производили при помощи жердей из березы, сосны или лиственницы, расколотых пополам, вверху оставляли крепкие сучки, на которые и клали горизонтальные крепи. В шахтах были обнаружены деревянный светец и обгоревшие лучины — примитивные средства освещения. В одной из обнаруженных древних шахт сохранилась своеобразная лестница, по которой поднимались на поверхность древние рудокопы, — дерево с обрубленными сучьями, заменявшими ступеньки.

Рудники даже в XVIII веке поражали открывавших их горнорабочих своей теснотой: это были узкие дудки, в которых с трудом помещался человек. Руда выносилась на поверхность в кожаных сумках, остатки которых были найдены в древних шахтах.

В одной из шахт оказались останки двух погибших людей. Благодаря консервирующим свойствам окиси меди хорошо сохранились предметы из дерева и даже ткани, был обнаружен и производственный инвентарь: медные кайла, ломики, деревянные совки. Найдены и предметы одежды древних рудокопов: несколько меховых рукавиц из оленьей кожи, остатки шапок, меховая, покрытая тканью шуба, сшитая ремнями.

Трагедия чудского народца

В старину, так же как и сейчас, люди пытались объяснить следы пребывания на их территориях предшествующих племен и народов. Получалось это не всегда умело, что и приводило к появлению легенд и преданий, далеких от действительности.

Так возникла легенда о заселении Зауралья чудью, причем не простой, а белоглазой. Именно ей и приписывались все сохранившиеся памятники прошлого. Многие урочища, горы, бугры, рудные месторождения, где обычно при обследовании открываются археологические памятники, сохранили название чудских. И неважно, что памятники эти разнородны и относятся к разным временам.

Что же произошло с этим народом, с чудью белоглазой? Ушла ли она на другие территории или ассимилировалась с пришлыми народами? По преданиям, коим не было числа от стен Великого Новгорода до Каменного пояса, страдая от нашествия русских дружин, чудцы укрылись под землей в бескрайних ходах, в пещерах и гротах. С тех пор этот народ почитается главным хранителем подземных сокровищ.

Впрочем, у этой трагедии маленького народа нет привязки ни по времени, ни по месту. Когда, где и при каких обстоятельствах произошел этот добровольный уход в подземелья, неизвестно.

Каменные Палатки и остров Макуша

Из книги известногоархеолога Елизаветы Михайловны Берс «Археологические памятники Свердловска и его окрестностей»:

«Здесь горные хребты проходят вдали от водных бассейнов. Между ними и горами расположены Каменные Палатки — остатки разрушенных древних гор. Они то вплотную подходят к берегам озер и рек, то, как бы отступая, образуют острова среди болот».

Отдельная история — про раскопки на острове Макуша, расположенном неподалеку от поселка Палкино. Остров с трех сторон окружен болотом, бывшим озером. В конце эпохи бронзы — в раннежелезном веке Макушу сначала заселяли племена так называемой шигирской, а затем гамаюновской и исетской культур. Рудокопы и медные металлурги. Крупное селище, относящееся к началу I тысячелетия до нашей эры, открыто у истоков реки Аять. Во время раскопок здесь обнаружены сосуды, в которых плавился металл, литейные формы, даже плавильная печь. Ее глиняное основание имело округлую форму, от него отходили две канавки, по которым стекал металл, в окончании канавок располагались небольшие углубления, в которых скапливалась медь. У печи лежал медный птицевидный идол. Это позволяет проследить некоторые культовые воззрения исетских людей, связанные, вероятно, с ритуалом жертвоприношений: в глубокую яму опускали горшок, яма засыпалась, а сверху ставился птицевидный идол.

Бронзовые божки Азов-горы

В окрестностях города Полевского, на одной из гор, известна находка сосуда со стоящим около него птицевидным идолом. Священное место, где тоже были найдены птицевидные идолы, открыто и на горе Азов.

В 1940 году геолог Ботанов совместно со школьниками из города Полевского нашел на вершине этой горы 40 бронзовых культовых изображений, причем часть из них были разбросаны на небольшой площадке, а десять стояли в гроте.

На место находки выехали археолог Николай Бортвин и уральский писатель Павел Бажов. Они доставили в Свердловский краеведческий музей 33 бронзовых изделия: бронзовое копье, бронзовое небольшое зеркало с ручкой, бляхи, фигурку всадника, едущего на каком-то фантастическом животном, двух человекоподобных идолов, отделенных перемычками, и, наконец, 27 птицевидных изображений. В дальнейшем Бортвин издал подробное описание этих вещей. Он отнес их к III — I векам до нашей эры.

В 1949 году археологи повторно провели исследование пункта находки. Никаких следов культурного слоя ни на вершине горы, ни в гроте обнаружено не было. По-видимому, гора Азов во второй половине первого тысячелетия до нашей эры была только священным местом, где хранились изображения богов, возможно считавшихся покровителями этой богатой медными рудами местности.

Идол, которому 8000 лет

Шигирский торфяник расположен неподалеку от г. Невьянска. На глубине семь-восемь метров под слоями торфа на берегах озера Шигирского в 1870 — 1880-х годах было обнаружено россыпное золото, а в процессе его добычи — различные деревянные, костяные и бронзовые предметы. Все предметы были в прекрасной сохранности.

В XIX — начале XX века Шигирский торфяник исследовали специалисты из Москвы и Петербурга, Казани и Парижа. Они доподлинно установили, что это «следы доисторического селища».

Жемчужиной собранной коллекции стал знаменитый Шигирский идол — деревянная антропоморфная скульптура, обнаруженная в 1890 году в торфянике на глубине четырех метров.

Идол буквально рассыпался в руках, и из-под пластов торфа его извлекали по частям. Всего было 10 фрагментов. Высота идола составляет около пяти метров, хотя нижняя половина туловища длиной 193 сантиметра была утрачена. Ныне шигирский колосс выставляется в Екатеринбургском краеведческом музее.

Уже более ста лет не утихают споры о датировке идола. Мнения высказываются самые разные — от неолита (V — VI тысячелетие до нашей эры) до бронзового (II тысячелетие до нашей эры) и даже раннего железного века (I тысячелетие до нашей эры). То есть Шигирскому идолу вполне может быть восемь тысяч лет.