Меню

Двойной удар по Стравинскому

08.06.2011 17:06 44 (11451)


Современная хореография в дягилевском стиле

Дождались! 15 июня в Челябинском театре оперы и балета долгожданная премьера — российско-французский проект на музыку Игоря Стравинского. Зрители наконец увидят результат совместной работы двух постановщиков и узнают, готовы ли челябинские танцовщики исполнять хореографию XXI века.

За один вечер публике предстоит посмотреть два одноактных балета. Тридцатиминутный спектакль «Свадебка» впервые на челябинской сцене поставил французский хореограф Режис Обадиа. Вторая часть — «Жар-птица» — работа руководителя челябинской балетной труппы Константина Уральского. Последнему принадлежит сама идея, именно Уральский предложил коллеге из Франции поэкспериментировать на челябинской сцене.

Надо сказать, что эксперимент получился достаточно рискованный. Мало того что проект несколько раз был под угрозой закрытия из-за финансовых проблем, поэтому сроки растянулись на долгих два с лишним года, труппа челябинского театра, воспитанная в традициях классического балета, оказалась совсем не готова к восприятию нового для нее языка хореографии. К тому же мало времени прошло после гастролей в нашем городе музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и слишком уж яркое впечатление оставили о себе московские гастролеры. Тем не менее авторы проекта в успехе уверены.

Французский акцент

Для Режиса Обадиа (на снимке) это уже второе обращение к балетным опусам Стравинского. Первая же постановка — «Весны священной» в Москве была отмечена главной премией страны — «Золотой маской».

— Челябинский спектакль — совершенно новая, оригинальная постановка, которую я делал специально для вашей труппы, — рассказал журналистам французский постановщик. — Главная проблема — техника исполнения, ваши танцовщики оказались совсем не знакомы с современными стилями хореографии, им пришлось многое осваивать заново. Это все равно что выучить иностранный язык.

А вот работа с хором и оркестром вызывала у француза настоящий восторг. Хотя оркестр оказался несколько условным — два фортепиано и ударные.

— Далеко не всегда бывает возможность работать с живым оркестром и хором. Я до сих пор помню, как мы выступали в католической церкви в Анже: пел хор, звучал орган.

В «Свадебке» шесть пар танцовщиков, которые постоянно меняются ролями. Для постановщика главное — человеческая сущность, чувства, эмоции, которые присущи всем людям вне зависимости от национальности, возраста и социальной принадлежности. Спектакль Обадиа — это не сюжетная постановка, как в классическом балете.

— Но это и не абстракция, скорее аллегория, — рассуждает Режис. — Это мои ассоциации, которые возникли под влиянием музыки Стравинского. Ну а тема балета вполне традиционна — взаимоотношения мужчины и женщины.

Уральская сказка

— Каждый рассказчик рассказывает свою сказку... — Если Обадиа выступает в качестве философа, то Уральский решил попробовать себя в роли сказочника. Тем более что материал к тому располагает. Хореограф даже вводит в действие новый персонаж, которого прежде не было. — Мара (Морена) — это вполне традиционный славянский образ, жена Кощея, которую он, как и всех остальных девушек, украл, а потом женился, — объясняет Константин Семенович.

В отличие от французского коллеги сюжетная линия в балете Уральского играет более значимую роль, здесь все более привычно как танцовщикам, так и зрителям.

— Конечно, мои знания в области современного балета не столь велики, все-таки я остаюсь представителем русской школы танца, — признается хореограф. — Но поиск новых форм — одна из основных задач. В этом смысле проект в какой-то степени продолжает дягилевские традиции. Ну и самая главная задача, которую мы ставили, — это помочь челябинским артистам освоить современный хореографический язык, овладеть современной техникой. И я считаю, что наша труппа значительно выросла, в первую очередь благодаря Режису.


15 июня состоится премьера проекта «Русские балеты в хореографии XXI века». Зрителям будут представлены два одноактных балета на музыку Игоря Стравинского: «Свадебка» и «Жар-птица».


А спонсоры кто?

Несмотря на расхожие разговоры о том, что челябинские предприятия не слишком активно поддерживают культурные проекты, театр нашел сразу двух партнеров — ЧЗМК и «Фортум». Для Челябинского завода металлоконструкций выступление в роли спонсора театрального проекта станет своеобразной премьерой. Поддержка социальных проектов здесь практикуется давно, но сотрудничать с театром решились впервые. Мелочиться не стали — помощь оказали весьма солидную: оплатили расходы по приезду французской группы, изготовили декорации.

— Чертежи тоже делали наши специалисты. Правда, с непривычки не рассчитали, изготовили слишком тяжелую конструкцию, пришлось переделывать, чтобы монтировщики могли вручную ее выкатить на сцену, — рассказал гендиректор завода Валерий Виноградов. — Тем не менее со всеми переделками на работу ушло всего три недели.

— Придете полюбоваться на результат?

— Обязательно!

— Может ли театр и в будущем рассчитывать на вас?

— Мы готовы, единственное наше пожелание — приходить с конкретными проектами, и мы с удовольствием их поддержим.

Фото Бориса КАУЛИНА
Фото Андрея ГОЛУБЕВА