Меню

«Гроза» в Израиле и «Темные аллеи» в Челябинске

08.06.2011 17:00 44 (11451)


Кто догонит Магнитогорский театр имени Пушкина?

Лед тронулся. Южноуральская арт-провинция явно оживает: появляются новые идеи, вспоминаются старые проекты. Одним из главных событий текущего года станет возвращение на большие подмостки театрального фестиваля «Сцена», вынужденного из-за кризиса перейти в разряд смотра-конкурса. Нынешней осенью в Челябинск вновь съедутся театральные труппы со всей области, чтобы продемонстрировать свои новые работы и выбрать лучшие.

Похоже, в этом году челябинские театры вновь уступят пальму первенства. За последние пять лет традиционного фестиваля «Сцена» областной центр только раз отметился в победителях. А вот коллеги из Магнитогорска трижды побывали на верхней ступеньке пьедестала. Несмотря на все экономические сложности и жизненные перипетии, театр имени Пушкина умудряется каждый год удивлять не только своего зрителя, но и экспертную комиссию. В этом году на суд критиков магнитогорцы представили бунинскую прозу и вновь, как и прежде, снискали положительные отзывы. Вместе с экспертной комиссией в Магнитогорск отправились и челябинские журналисты. А вот театралы областного центра увидят «Темные аллеи» по осени, когда пройдет финал фестиваля «Сцена-2011».

Высокое искусство в интересах толпы

Основу спектакля составили шесть рассказов, путем длительных поисков выбранные из всего списка. Несмотря на предостережения о несценичности бунинского сборника и грозящих сложностях, постановку доверили начинающему режиссеру из Санкт-Петербурга Тимуру Насирову и не прогадали. Спектакль получился из разряда уникальных, в том смысле что нравится практически всем — и молодежи, и старшему поколению. Ведь любви, как это ни затерто звучит, «все возрасты покорны». Причем как в зрительном зале, так и на сцене — молодая актерская поросль не просто позирует в массовке, а участвует в действе наравне со старшими коллегами, кто-то более удачно, кто-то — менее.

В любом случае говорить о любви нужно на общем языке. Это получилось, и именно поэтому в зрительном зале много молодежи. Мозаичное построение, отсутствие долгой, изнуряющей завязки, объясняющей «кто кому дядя», — еще пара плюсов, которые делают спектакль легким для зрительского восприятия, но не легковесным. Каждая история проработана до тонкостей. Текста немного (за исключением последнего рассказа), но все и так понятно без слов. Мимика, жесты, позы — актеры работают очень точно, и зрители легко «считывают» второй план и подтекст.

Удивительно точно найдена манера подачи бунинских рассказов — без экзальтированного эротизма, который у автора в тексте явно проскальзывает. Перенесенный же с бумаги на сцену, под увеличительное стекло рампы, он вполне мог вырасти до масштабов пошлости. Но этого не произошло. Мягкий юмор вносит в эмоциональную палитру дополнительные краски, вызывая, в зависимости от количества прожитых лет, либо ностальгию по прошлому, либо предчувствие будущего. Визуальный образ спектакля создают кленовые листья, осыпающиеся под порывами осеннего ветра, очертания набережной и легкие белые полотнища, выполняющие роль занавеса, обозначающего начало и конец каждой истории. Это или легкие облака воспоминаний, или зимняя вьюга, или даже экран синематографа.


Основу спектакля составили шесть бунинских рассказов: «Холодная осень», «Визитные карточки», «Степа», «Пароход «Саратов», «В Париже», «Темные аллеи».


Словом, спектакль удался, особенно по части совмещения высокого искусства и интересов массовой публики, кстати, именно это большинству челябинских театров зачастую не под силу. А это не так уж мало. Ложкой дегтя в этой в принципе хорошей работе стал фрагмент «Пароход «Саратов», который показался наименее убедительным. Неожиданностью стал также резкий переход к «закадровому» — авторскому — тексту в единственном сюжете — «В Париже», с прекрасными, кстати, актерскими работами заслуженных артистов России Надежды Лавровой и Юрия Дуванова. Насколько этот прием оправдан и вписался в контекст всего спектакля, будут решать критики.

Шалом, Израиль!

Вместе с «Темными аллеями» магнитогорцы планируют привезти на «Сцену-2011» в качестве дополнительного бонуса еще одну знаковую работу — знаменитую «Грозу» Эренбурга. В 2007-м этот спектакль произвел фурор не только в родном городе и областном центре, но и в Златоглавой. В результате «Золотая маска-2008» отправилась в южноуральскую провинцию. Четыре года назад далеко не всем челябинским театралам удалось лицезреть спектакль — зрительские ряды были установлены прямо на сцене челябинского театра драмы.

По задумке режиссера публика должна быть непосредственным участником происходящего, поэтому 700-местный зал «пропал» зря, но 100 счастливчиков, попавших на «Грозу», впечатлились буквально до глубины души. Кстати, не все тогда приняли эту работу, и даже среди членов жюри «Гроза» вызвала бурные споры, но Гран-при все-таки получила. Так что нынешней осенью у театралов появится шанс увидеть эту знаковую работу. А не далее как вчера «Гроза» отправилась в Израиль. Спектакль примет участие в фестивале «Золотая маска» в Израиле».


В фестивале «Золотая маска» в Израиле» примут участие три российских театра: Магнитогорский театр драмы имени Пушкина со спектаклем «Гроза», МТЮЗ представит «Скрипку Ротшильда» в постановке Камы Гинкаса, а «Мастерская Петра Фоменко» покажет «Семейное счастие».


Зарубежные гастроли главной театральной награды России пройдут впервые. Переговоры с израильской стороной длились целых три года. Теперь приобщиться к российской театральной хронике смогут зрители еврейского театра «Гешер». Интерес приглашающей стороны очевиден — на сегодня в Израиле не существует репертуарного русскоязычного театра. Ситуацию в некотором роде спасают редкие театральные труппы, играющие пьесы на русском языке. Так что «Гешер» станет первопроходцем в деле гастролей «Золотой маски» в «дальнем зарубежье».

В пробный тур отправятся три российских театра, которые представят три совершенно разных работы. Компанию единственному провинциальному театру в составе российской делегации составят две столичные труппы. Московский театр юного зрителя покажет «Скрипку Ротшильда» в постановке Камы Гинкаса, а «Мастерская Петра Фоменко» представит на суд израильской публики спектакль «Семейное счастие». Выбор трех классических произведений не случаен. По мнению организаторов, просмотр столь разных работ позволяет понять, что такое современный театр вообще и что происходит в этой области в России.

Фото Игоря ПЯТИНИНА