Меню

Челябинск не сразу строился

08.06.2011 16:49 44 (11451)


Главный архитектор города Николай Ющенко рассказал о зданиях, которых нет, и о строениях, которые обязательно будут

В редакцию «Вечерки» пришло письмо от нашего читателя Валерия Просвирнина. В своем послании он затронул животрепещущую тему — архитектурный облик города, в частности незавершенные объекты. С этим письмом наш корреспондент отправился в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации Челябинска, чтобы получить подробный комментарий.

Письмо с интересом прочитал главный архитектор города Николай Ющенко и похвалил нашего читателя не только за неравнодушие, но и за поразительную осведомленность и умение подмечать самое важное. После этого он рассказал о каждом объекте, о котором написал нам Валерий Просвирнин.

«Более 10 лет идут разговоры о высотке на углу улицы Володарского и проспекта Ленина, но до сих пор отеля высотой более 30 этажей нет...» — говорится в письме.

— Да, и эту высотку еще прозвали «Двуликим Янусом», — вспоминает Николай Ющенко. — История началась при бывшем главе города Вячеславе Тарасове. Компании «Жилтехстрой» во главе с директором Виктором Тартаковским был отведен этот участок и поручено разработать и построить гостинично-торговый комплекс. Его значимость очевидна: центр города, здесь пересекаются две основные магистрали — проспекты Ленина и Свердловский. Более того, в этой точке повышается рельеф. К тому же здание можно было бы считать началом ряда 14-этажек, стоящих на проспекте Ленина. Они в свое время считались знаковыми и даже получили премию Совмина. Они задают хороший ритм, но существует некая недосказанность как раз на углу у Свердловского проспекта.

Я принимал участие в разработке проекта, и мы решили, что нужен своеобразный акцент. Итак, на этом месте должна была стоять высотка с подиумом. И вот была построена первая очередь — торговый комплекс «Алое поле». Но он все еще не достроен и смотрится очень странно. Без основной части комплекса — той самой 30-этажки — он выглядит незавершенным. Высотка по проекту представляла собой две пластины, выгнутые на запад и на восток. А от них уже расходился «веер» в виде подиума. Предусматривались подземная парковка и даже вертолетная площадка.

Буквально месяца три назад глава администрации Челябинска Сергей Давыдов потребовал от нас разобраться, почему в центре города стоит здание в таком виде. Мы связались с Виктором Тартаковским, прошла встреча с участием администрации Центрального, района, специалистов государственного архитек-турно-строительного надзора, и была достигнута такая договоренность: застройщик закончит все работы на первой очереди. Там не завершена верхушка, не облицована башня с северной стороны, неправильно организованы входы, нет достаточных удобств для маломобильных групп населения. Где-то отпала плитка, где-то она вообще не была выложена. С северной стороны на стене появилось дикое количество кондиционеров, которые «глядят» на весь город, а по проекту там были уличные жалюзи, которые их бы закрывали. В итоге мы встретились, и компания «Жилтехстрой» подписала, можно сказать кровью, дефектную ведомость, которую мы составили по незавершенным видам работ.

Ко Дню города они пообещали довести все до ума. Если они доведут этот объект до проектного вида, тогда, скорее всего, мы поручим фирме «Жилтехстрой» проект планировки всего прилегающего квартала, на основании которого можно было бы перенести красную линию. Сейчас есть такой интересный момент: эта линия сечет построенный объект. Это градостроительный нонсенс, на основании которого муниципалитет вообще может это здание снести! Тем не менее если застройщик в срок исправит недоделки, то мы можем красную линию перенести.

Поясню: красная линия делит территорию на правовые зоны, разграничивает их. А здание «Алого поля» сейчас стоит сразу в двух зонах — общественно-деловой и общего пользования. Перенеся линию и изменив зоны в законном порядке, через публичные слушания, через думу, мы получим возможность построить следующий объект — ту самую 30-этажку. Тогда у нас появится знаковое здание на проспекте Ленина, мощный акцент на рельефе, логическое завершение угла двух проспектов. Что немаловажно, за счет таких строений создается новый силуэт города, хорошо видимый с поймы Миасса.

На реку сейчас «работают» здание ВИПР (бывший «МИЗАР»), «Челябинск-Сити». С другой стороны стоят 25-этажки жилого комплекса «Святогор» в пятом микрорайоне (на пересечении Свердловского проспекта и улицы Братьев Кашириных). Так же и это здание будет «работать», если не лучше, за счет своей оригинальной архитектуры.

— Раз уж речь зашла о «Жилтехстрое» и Викторе Тартаковском, стоит вспомнить о засыпанном недавно котловане на перекрестке проспекта Ленина и улицы Свободы. Расскажите, что задумывалось построить на этом месте?

— Здесь, как и в предыдущем случае, планировался целый комплекс, а готова только первая очередь. Кстати, я принимал участие в работе над зданием «Межрегионгаза». «Подкова» этого здания должна была получить продолжение и замкнуться в своего рода кольцо. Сюда просился некий «шарнир», ведь это тоже не последний перекресток, важный транспортный узел. А сейчас торец «Межрегионгаза» буквально кричит о том, что что-то не достроено. По проекту это строение продолжалось, смыкалось с уже построенным банком, продолжалось зданием Пенсионного фонда и заканчивалось жилым домом с магазинами. Конечно, планировалась многоэтажная парковка, потому что без парковки такие объекты не могут существовать. Вот такая была затея. Внутри территории стоит невзрачный дом, он принадлежит Фонду культуры. Мы планировали закрыть его новым зданием, а в перспективе — снести, предоставив им 3000 квадратных метров в новом здании. Но в силу различных обстоятельств новое здание так и не было возведено. Тем временем город решил перевести это место в статус сквера, что, кстати, и прописано в генплане.

— А как так получилось, что яму успели выкопать?

— Котлован выкопали, между прочим, лет восемь тому назад. Потому что приезжала московская комиссия и надо было показать, что работа ведется.

— Недавно Сергей Давыдов говорил, что, может быть, есть смысл действительно сделать здесь сквер.

— У города все возможности для этого есть. И это, пожалуй, оптимальное решение на данный момент. Хотя, конечно, как архитектор и автор проекта я хотел бы видеть завершенный объект. Ведь и назначение ему впоследствии можно было бы придать любое, социальное например. Все-таки недостроенное здание — это как недошитый костюм. Но на сегодняшний день это место действительно лучше подходит для сквера.

Продолжение в следующем номере «ВЧ»