Меню

Челябинская АЭС накануне строительства

08.06.2011 16:25 44 (11451)


В конце мая в Челябинске состоялась пресс-конференция «Строительство АЭС в Челябинской области». На вопросы журналистов отвечал представитель нашего региона в Совете Федерации Константин Цыбко, член комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Что такое радиация, куда девать отвалы и как бороться за чистый атмосферный воздух — такой круг проблем был поднят в рамках пресс-конференции.

Впереди планеты всей

— Константин Валерьевич, какие были сделаны выводы после событий в Японии?

— Хочу сказать, что требования, которые мы предъявляем к объектам атомной энергетики, самые жесткие в мире. Как с точки зрения регламента работы АЭС, так и безопасности. В этом смысле законодательная база в РФ очень жесткая. На сегодняшний день ни одна страна в мире с нами конкурировать не может. И мы заявили вполне обоснованно, что всем государствам следует переходить на единые стандарты. И эти стандарты регулирования безопасности должны быть российскими. Что касается развития атомной энергетики, то моя позиция такая: мы лидеры в этой области не случайно. Мировое сообщество продолжает развивать атомную энергетику. Где-то закрываются станции, выработавшие свой ресурс, и строятся новые. То же происходит и в России. Для ускорения процесса ввода более современных энергоблоков нужно финансирование.

Экологическая доктрина

Константин Цыбко рассказал, что сегодня разработана система нормативных актов, которая будет в ближайшее время принята. Давно существует потребность четко сформулировать, что следует конкретно делать в области экологии на ближайшие 10 лет. Уже написаны восемь законопроектов. Среди них «О совершенствовании нормирования и экологического стимулирования в области охраны окружающей среды». Он считается ключевым нормативным актом.

— Основные загрязнения в стране, — считает сенатор, — происходят благодаря деятельности промышленных предприятий. Это старая проблема. На протяжении десятков лет промышленные предприятия не модернизируют свое производство. А если где и происходила модернизация, то без учета экологических требований. Теперь все предприятия в течение 10 ближайших лет обязаны будут перейти на наилучшие доступные технологии. Не обязательно эти технологии будут российскими. Главное, что принцип экологичности производства становится превалирующим. Установлены конкретные сроки этого перехода — до 2020 года.

Отходы и подходы к ним

Очень большая проблема — отсутствие кластера в экономике обращения с промышленными отходами. Известно, что большое количество их скопилось в Свердловской, Челябинской областях. По мнению Цыбко, на сегодняшний день нет экономических стимулов у предприятий, чтобы начать утилизацию отходов. Есть среди них и очень опасные, содержащие радиоактивные элементы. Другая сторона вопроса — бытовые отходы. Во всем мире это целый сектор бизнеса. А в России сохраняется ситуация, когда криминальные элементы крутятся вокруг этого сектора. А вот стройной системы экономической помощи нет для тех, кто хочет заняться проблемой бытовых отходов.

Сегодня внесен новый законопроект, который позволит перейти на новые правила обращения с отходами.

За долгие годы накопилось недоверие у населения, что в этой области можно переломить ситуацию. Многое для этого негатива сделала привычка чиновников засекречивать химические или радиоактивные отходы. Они мгновенно объявлялись государственной тайной.

Осторожно: «Воздух!»

Выбросы в атмосферу в Челябинске уже волнуют не только население и власти региона. Поднят вопрос на федеральном уровне. Недавно в Челябинске прошла серия пикетов, посвященная деятельности ЧЭМК.

Когда на правительственном часе обсуждался пакет документов по вопросам экологической безопасности и развития России в ближайшие годы, вспомнили и про Челябинск.

По этому поводу Константин Цыбко рассказал, что уже составлены материалы мониторинга выбросов. Составлена даже экологическая карта Челябинска, которая является уникальным документом.

Эксперты пришли к выводу, что нормы ПДК в определенные периоды бывают превышены. Причем установлены они почти на уровне безопасного проживания человека. На взгляд Цыбко, представителя региона в ФС, жалобы граждан во многом обоснованны. Возникает вопрос: почему же предприятия устанавливают нормы выбросов на таком высоком уровне? А самое главное — на протяжении долгого времени — десятилетиями — существенно не меняются в сторону ужесточения. Ведь по логике вещей, предприятия должны совершенствовать свои технологии. Но у них нет даже плана, по которому предприятие (имеется в виду не только ЧЭМК, но и другие загрязнители воздуха) должно сокращать количество выбросов. Иначе как поднимать качество жизни наших граждан?

В связи с этим Челябинск ожидает выездное заседание министерства экологии. Будет проведена комплексная проверка контролирующих органов Челябинска и в целом состояние окружающей среды. Вполне возможно, будут проведены проверочные мероприятия и на предприятиях.

— Сейчас, — заметил Константин Цыбко, — после этих сигналов, на ЧЭМК уже начата проверка. И мы узнаем мнение государственных органов. Независимо от тех правил, которые утверждаются чиновниками, на мой взгляд, здесь должна проявлять себя общественность. Вот инициативная группа граждан достучалась же до министра природных ресурсов. При этом им было достаточно обратиться к члену Совета Федерации от региона. Я надеюсь, что общественные организации тоже подключатся к этой работе. Мы с вами имеем право доказать, что те условия, которые сейчас создают промышленные предприятия, не уменьшая свои выбросы, вредят здоровью наших граждан, здоровью наших детей. Мы обратимся в судебные органы, проведем экспертизы, исследования. Добьемся, чтобы на предприятиях понимали, что модернизация и экологизация — давно назревшая проблема.

Испорченная репутация и лучшая станция

— Возвращаясь к теме строительства АЭС: вы говорили, что образ Челябинской области демонизирован, нас называют ядерной помойкой.

— Мы лидеры в атомной промышленности. Производственное объединение «Маяк» является обладателем уникальной технологии переработки ядерных материалов. У него огромный технический потенциал. Там трудятся специалисты высочайшей квалификации. Есть у «Маяка» и вся инфраструктура, которая могла бы быть полезна для работы объектов атомной энергетики. Дело в том, что Челябинская область является энергодефицитным регионом. Здесь промышленность бурно развивается, особенно в последнее время. Естественно, растут потребности в энергетических мощностях. И наиболее эффективным способом решения этой проблемы является строительство АЭС. Например, в Свердловской области Белоярская АЭС на протяжении десятков лет обеспечивает в регионе энергетическую стабильность. Показательный пример.

А в Челябинской области атомная станция давно должна быть построена. Выделено место. Даже началось строительство. Но безответственная пропаганда опасности этого объекта сыграла свою негативную роль.

— Опасность такого объекта трудно отрицать.

— Любой промышленный объект опасен для окружающей среды. И зачастую это энергообъекты. Не забыта трагедия Саяно-Шушенской ГЭС. Но это не исключает развития промышленности и технологий. Требования должны быть самыми высокими. Сегодня создались благоприятные условия для ведения начала работ по строительству АЭС. К тому же есть территория, уже подготовленная для этого. Подготовлена инфраструктура. Есть специалисты, достаточные запасы водных ресурсов. Сейчас принцип технической и экологической безопасности превалирует. Естественно, что строительство этих объектов будет проводиться только с соблюдением нормативов безопасности. Сегодня строительство новых блоков позволяет выключать те энергоблоки, которые вводились в дочернобыльский период. Что касается Челябинской области, то здесь явный перегиб в позиционировании региона как экологически опасного. Строительство АЭС позволит в регионе установить замкнутый цикл. Как мы знаем, на «Маяке» перерабатывают ядерные отходы. И это будет самая безопасная станция в мире. Потому что отработавшее ядерное топливо будет фактически на месте перерабатываться и обратно возвращаться на АЭС для дальнейшего использования. Исключается риск транспортировки.

— Каковы сроки начала строительства АЭС? Кто будет принимать это решение? И как быть с референдумом, на котором сказали станции «нет»?

— О сроках. Этот вопрос в компетенции корпорации «Росатом». По моим данным, сроки начала отодвинуты на 2014 — 2015 годы. Сегодня поставлена задача перехода на быстрые реакторы. По поводу референдума. Такой был в Челябинске. Работа с общественным мнением будет проводиться, и законодательная в том числе. Когда мы четко поймем, в какие сроки начнется строительство, тогда эта подготовка и начнется.

С апреля в России проверки АЭС ведутся постоянно. И достаточно жесткий мониторинг существует на объектах атомной промышленности. Правила, которые действуют у нас, и так подразумевают регулярные проверки.

Пример с «Фукусимой». Основная проблема при инциденте на любом объекте — это тушение пожара. Требуется снизить температуру, чтобы остановить реакцию. У каждого российского объекта атомной промышленности есть специальная пожарная команда, которая будет заниматься только станцией, полыхай хоть весь город. Но таких подразделений на японских станциях не оказалось.