Меню

Юрий ЛОЗА:«Я не пою в бане, не пою у костра»

01.06.2011 17:52 42 (11449)


Этого музыканта в свое время окрестили «философом с гитарой». Некоторые специалисты уверяют, что его творчество — лучшее из всего, что могло возникнуть на стыке рок-н-ролла, эстрады и бардовской песни. В начале карьеры Лозе запрещали исполнять песни под своей фамилией, и даже знаменитый «Плот» нередко приписывался другим авторам. Слава настигла его в начале 90-х, после этого, казалось бы, твори и радуйся. Однако его песни до обидного редко можно услышать на телевидении и радио. А единственный концерт в Челябинске прошел не во Дворце спорта или драмтеатре, а в частной пивоварне Спиридонова, где нам и удалось побеседовать о жизни и превратностях судьбы.

Штучный товар

— Я не пью пиво принципиально, — с ходу заявил музыкант.

С репетиции он вернулся несколько раздосадованный — качеством звука и количеством потраченного времени.

— Тогда зачем согласились выступать в пивном ресторане? — «шпилька» сыграла свою роль, отвлекла собеседника от репетиции и переключила внимание на разговор.

— Работать нужно идти туда, куда приглашают, мое единственное условие — это должно быть только в формате концерта. Я не пою за столом, не пою в бане, не пою у костра — это удел непрофессионалов. Профес-сионалы работают либо на сцене, либо на привилегированной сцене.

— По поводу бани и костра понятно. Ну а если просто хорошее настроение дома?

— Признаюсь, петь в быту не получается, к тому же мне становится скучно. Возможно, выработался уже стереотип, что за звуки, которые я издаю, кто-то должен заплатить. Как говорил Шаляпин, «бесплатно только птички поют», и потому петь бесплатно мне не хочется даже дома.

— А как вы относитесь к тому, что ваши песни распевают другие исполнители, к так называемым перепевкам?

— Считаю, что я свои песни спел нормально, их не нужно переделывать. Помню, меня как-то приглашали на «Фабрику звезд», я отказался, отшутился фразой, дескать, они фабричные, а я — штучный. Ведь все равно, когда хотят послушать «Плот», обращаются к Лозе и ищут Лозу.

Страна победившего КВНа

— А если не находят? Ведь вас не так часто теперь увидишь. А перепевщики мотивируют это тем, что хорошая музыка должна звучать, чтобы ее не забыли.

— Чтобы не забыли, нужно показывать Лозу на телевидении, но Лозе петь не дают.

— Прямо как в добрые старые советские времена.

— Нет, сейчас дело в другом. Прихожу как-то на радио: «Ребята, у меня прекрасная новая песня». Они отвечают: «Вы у нас в разделе ретро». — «Но у меня песня-то новая. Как быть?» — «Никак». И объяснили популярно открытым текстом: «Твои песни слишком хороши для нашего радио». Гораздо проще приземлить эстраду до среднего уровня, чем поднять на новую высоту. И сейчас в культуре это повсеместно.

— Но такова государственная политика.

— Нет, это политика мировая. Не надо пытаться постичь «Войну и мир», лучше опустить ее до уровня комикса, чтоб было понятно всем. Мир поглупел: народу стало больше, хороших произведений — меньше. Чтобы понравиться толпе, нужно делать то, что ей приятно, а толпе не хочется напрягать мозги. Раньше у нас была страна победившего социализма, а сейчас — страна победившего КВНа. Мне звонят на Новый год и предлагают принять участие в новогодней передаче. Я, конечно, соглашаюсь: «Что надо исполнить?» — «Петь не надо, надо бросать серпантин и хлопать Галустяну со Светлаковым, которые будут петь». Все просто — народ надо отвлекать от серьезных проблем, которых в стране целое море. Ведь на самом деле ситуация в стране ужасная начиная с демографии, заканчивая экономикой: мы теряем Приморье, все валится, рушится, экономика сидит полностью на нефтяной игле, поверьте, у меня есть высшее экономическое образо-вание, и я немножко понимаю, что на самом деле происходит. И вполне логично, что страна должна думать о чем-нибудь легком.


Меня как-то приглашали на «Фабрику звезд», я отказался, отшутился фразой, дескать, они фабричные, а я — штучный.


Проза в жизни и литературе

— Например, о спорте. Вы по- прежнему увлекаетесь футболом, ну почему наши все время проигрывают?

— Нельзя создать что-то стоящее без базы. Раньше играли на первенство школы, района, города, области, края и так далее. А сейчас на последнем футбольном поле в нашем районе, например, хотят сделать автостоянку. Бразильцы не талантливее нас, просто они играют в футбол с детства, часто и много.

— Наступает лето. Как предпочитаете отдыхать? В теплых краях, на море?

— У меня квартира в Болгарии, в Варне. Я приезжаю туда, как только у меня возникает свободное время. Джими Хендрикс в свое время сказал одну фразу, которая мне очень нравится: «Нет ничего лучше, чем сидеть на берегу моря и смотреть, как растет твоя борода». Правда, у меня борода ужасно некрасивая и разномастная.

— Любите одиночество?

— Конечно, поскольку творить можно только в одиночестве. Но когда ты что-то сделал, очень хочется это кому-то показать. Как говорил Хемингуэй: «Мне хорошо быть одному, но при этом обязательно должен быть кто-то, кому нужно рассказать, как хорошо было одному». Мне нравится такой подход.

— А вам никогда не хотелось самому написать книгу?

— Книжку я пока не написал, но сочинил пьесу. Правда, она нигде не идет, но, думаю, кто-нибудь наконец сподобится ее поставить. Написал пару сюжетов для «Ералаша», давным-давно у меня выходил сборник стихов в самиздате, даже в фильме снялся.

Про бородавки и будущее

— Как относитесь к артистическим династиям?

— Есть Дюма-отец, а есть Дюма-сын. Один написал «Даму с камелиями», другой — «Три мушкетера». И, между прочим, они очень отличаются. Талант действительно отдыхает на детях, если они пытаются заниматься абсолютно тем же видом деятельности, что и родители. У меня сын тоже музыкант, но оперный певец, баритон, у него другие интересы, другие приоритеты, и никто из преподавателей не знает, чем занимается его отец, потому что эстрадников «классики» не знают и не признают. В свое время Раневская сказала: «Талант как бородавка. Либо он есть, либо его нет». А у нас сейчас родилось целое поколение детей у таких «бородавочников». Понятно, что гораздо проще засунуть ребеночка в то место, которое тобой хорошо исследовано. Это везде так: физику легче устроить ребенка на физфакультет, артисту — в театр или на телевидение. И сейчас существует очень благоприятная тенденция — масса телеканалов, которые нужно чем-то заполнять.

— И до чего мы дойдем?

— Как до чего? Библия в комиксах уже появилась. И если человечество не будет предпринимать серьезных шагов в решении этой ситуации, финал будет плачевным.

— Вы наверняка в курсе, что ваше имя означает один из образов Христа. А как сами относитесь к вере и моде на религию?

— Сложный вопрос. Ясно одно — процесс пошел, и его уже не остановить. На самом деле это отдельная большая тема, и я не настолько верующий, чтобы о ней рассуждать.

— И каким же вы видите будущее страны?

— Да нет никакого будущего у России, как нет будущего и у человечества. Из всех существующих прогнозов я не знаю ни одного оптимистичного.


В свое время Раневская сказала: «Талант как бородавка. Либо он есть, либо его нет». А у нас сейчас родилось целое поколение детей у таких «бородавочников». И сейчас существует очень благоприятная тенденция.