Меню

От бакалавра до магистра

01.06.2011 17:09 42 (11449)


В этом году вводятся новые федеральные стандарты в высшем образовании. А это значит, что 15 тысяч выпускников школ Челябинской области встретятся с Болонской системой. Обычно ее называют двухуровневой. Но замминистра образования и науки Галина Казакова знает шесть признаков обучения «по-болонски», с которыми должен быть знаком каждый абитуриент.

В чем суть этой так называемой Болонской системы? Болонское соглашение, принятое в 1990 году, постоянно расширяется. Теперь в нем участвует около 50 стран. Основная цель — создание единой образовательной системы на европейском континенте. Россия не может стоять в стороне от процессов интеграции. И вот чтобы наше образование было конвертируемым, принимаемым в других странах, совершается переход на болонскую систему.

— Разноуровневые национальные образовательные системы, — говорит Галина Казакова, — потребовали изменения, общего выравнивания, стандарта. Первым потребовалось ввести общепонятные сравнимые квалификации, поскольку их перечень в каждой стране разнился. Теперь и у нас уже введен новый перечень квалификаций, к которым предстоит привыкнуть. Но, разумеется, насколько это возможно. Национальная составляющая сохраняется. Вводятся два уровня образования: бакалавриат (четырехлетнее обучение) и магистратура (шестилетнее обучение).

Новыми станут и оценки успеваемости. Вводятся так называемые оценки трудоемкости — зачетно-кредитные единицы. А то как понять при разности национальных систем, какого объема освоен материал и какого уровня компетенции сформированы. Пока практика этих оценок не сложилась.

Еще одно новшество — повышение мобильности студентов. В частности, предусмотрена стажировка в иных вузах, которая должна быть не менее семестра. Причем желательно в зарубежных вузах.

— Но не во всех странах все хорошо с этим, — замечает Галина Михайловна, — например, Финляндия говорит о том, что нужно довести до 30 процентов учебного времени участие в стажировках в другом вузе. Бакалавриат тоже разный бывает. У нас в стране — четыре года. Хотя в странах бывает от трех до пяти лет. Магистратура — еще два года обучения. Она для тех, кто решил связать свою жизнь с наукой.

Но не все пойдут в бакалавры и уж тем более в магистры. Остаются в отечественном высшем образовании и традиционные специалисты. У нас сохранен специалитет для ряда вузов, ведущих обучение для оборонной промышленности. Также специалистов готовят военные, медицинские и творческие вузы. Во всех остальных вводится двухуровневая система.

По словам исполняющего обязанности ректора ЧелГУ Николая Мамаева, бакалавриат намного ближе к высшему образованию, чем к среднему. Основания для этого — прием на базе полного среднего образования. Четыре года обучения — достаточно представительный срок, за который дается серьезное фундаментальное образование. Практика показывает, что наши выпускники с дипломами бакалавров легко устраиваются за рубежом, а наши работодатели относятся настороженно.

Ответственный секретарь приемной комиссии ЮУрГУ Александр Губарев считает, что двухуровневая система очень хорошо укладывается в современные требования кадрового рынка.

— У нас сейчас в производстве нужны два типа специалистов, — говорит Александр Васильевич. — Это специалисты-технологи, которые должны по алгоритму выполнить сложные работы. Но нужен и другой уровень — инженер-разработчик. Количество их, естественно, должно быть меньше. Это товар штучный. И вот эти инженеры-разработчики — магистры.