Меню

В Челябинск едут «Великий комбинатор» и к0

01.06.2011 17:02 42 (11449)


Юбилейные гастроли спустя четверть века

С 9 по 29 июня на сцене челябинского театра драмы пройдут гастроли Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И. Качалова. Стоит отметить, что подобные полномасштабные гастроли не проходили на Южном Урале уже давно. А качаловский — как раз из тех коллективов, которые, несмотря ни на что, продолжают гастрольную политику в лучших традициях российского репертуарного театра.

Челябинский зритель весьма благодарный, что отмечают практически все приезжие гастролеры, с другой стороны — достаточно избалованный всевозможными антрепризами и приездами столичных звезд. МХАТ, «Современник», театр Вахтангова — кто только не побывал у нас за последнее время. Чем собираются удивлять публику коллеги из Татарстана?

— Главная приманка — наши спектакли, — уверен художественный руководитель казанцев Александр Славутский. — Замечательная драматургия, современный уровень режиссуры, постановка темы с позиции сегодняшнего дня. Плюс к этому практически все представленные работы эксклюзивные — таких спектаклей челябинцы точно не видели.


Александр Славутский — художественный руководитель и директор Казанского академического русского Большого драматического театра, народный артист РФ. Родился в Челябинске, окончил профессиональную студию при Челябинском драматическом театре имени Цвиллинга, работал артистом в театре юных зрителей. Выпускник режиссерского факультета Высшего театрального училища имени Щукина, курс Б.Е. Захавы (1974 г.). В казанском театре с 1994 года.


Всего в гастрольной афише семь постановок: три музыкальных спектакля, русская классика, зарубежная драматургия, водевиль. Выбирая, руководствовались принципом «все жанры хороши, кроме скучного».

— Как ни крути, а задача у театра одна: развлекая, поучать или, поучая, развлекать, кому как больше нравится, но сути это не меняет, — разводит руками Славутский.

Эксклюзив на постановки

Первой «выйдет на сцену» «Пиковая дама». Челябинские зрители могли видеть качаловскую версию знаменитой повести Пушкина в рамках фестиваля «Камерата-транзит» в 2003 году. Тогда приза «За лучшую женскую роль» была удостоена исполнительница роли графини народная артистка России и Татарстана Светлана Романова, кстати выпускница Челябинского института культуры, а ныне ведущая актриса казанского театра.

— Этот спектакль полностью придумали сами, начинали работать еще с Колей Колядой, но потом разошлись, — вспоминает режиссер. — Премьеру сыграли в Марселе.

Основой постановки «Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком» стал киносценарий известного режиссера Ираклия Квирикадзе. Челябинцы впервые увидят странную и трагичную историю русской девушки и американского офицера. Еще одна «диковинка» для нас — инсценировка знаменитого романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Водевиль «Квадратура круга» — единственный, пожалуй, известный театралам материал благодаря постановке Камерного театра. Блок музыкальных спектаклей составили целых три мюзикла, которые идут в сопровождении настоящего оркестра.

— Мы хоть и драматический театр, но музыканты у нас свои, девять человек, играют прекрасно, артисты сами поют, словом, все по-настоящему. Терпеть не могу разговоры о бедности. Театр должен конкурировать с массмедиа, — категорично заявляет худрук.

Насколько это ему удалось, покажет «Скрипач на крыше» — классический американский мюзикл. Остальные две работы подходят под определение с натяжкой. К сожалению, Брехту этот термин не был известен, когда он писал свою «Трехгрошовую оперу», заложившую основы музыкального теат-ра. Не мудрствуя лукаво автор назвал свое сочинение «пьесой с музыкой», вслед за Брехтом качаловцы определили постановку как музыкальный спектакль. Наконец, еще одна эксклюзивная постановка — «Роковые яйца» по знаменитому рассказу Булгакова. Персональный заказ для качаловцев выполнили композитор Владимир Дашкевич и поэт Юрий Ряшенцев.

— В Булгакова я влюбился еще в Челябинске и даже похитил эту книжку из библиотеки, как сейчас помню, она была ярко-красного цвета, — расчувствовался Александр Яковлевич.

Кстати, он, как, впрочем, и главный художник Александр Патраков, бывший челябинец.

Привет от земляков

Славутского, худрука и директора качаловского театра, за глаза называют «последним из могикан». Это в том смысле, что он из тех людей, для которых режиссер не профессия, а образ жизни. Для труппы он не только главный начальник, творческий лидер, для своих сотрудников он — отец родной. У его актеров приличные зарплаты, интересные проекты, у его театра — гастроли по всей стране и аншлаги в родном городе. Говорят, что билеты в качаловский — будь то премьера или нет — всегда надо покупать заранее. В Казани Славутский обосновался лет 17 назад, а приехал он в Татарстан из Челябинска.

— Приеду — обязательно схожу на улицу Сулимова, где прошло мое детство, — обещает Александр Яковлевич. — Дворец пионеров, пединститут, где мы создавали кавээновскую команду, — все помню прекрасно. И еще помню, что у нас в Челябинске (именно «у нас» — Славутский произнес с ударением. — Авт.) замечательный зритель — добрый, внимательный. Недавно казанский театр гастролировал в Екатеринбурге, все прошло очень хорошо, но наши челябинские зрители теплее. Урал-то все-таки Южный недаром, — смеется режиссер.


С 9 по 29 июня гастроли Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И. Качалова. Зрители увидят семь спектаклей: «Пиковая дама», «Трехгрошовая опера», «Скрипач на крыше», «Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком», «Роковые яйца», «Великий комбинатор», «Квадратура круга».


В свое время Славутский работал в Озерске, в Магнитке, приглашали его и в Златоуст, правда, родной город инициативы не проявил.

— Все-таки пророка нет в своем отечестве? Почему уехали?

— Действительно, я мечтал работать в Челябинске, но, наверное, в то время был слишком молод для родного города. Это сейчас театром может руководить практически любой.

— Ну не совсем. Вы ведь в курсе, что театр драмы уже в который раз отказался от творческого лидера?

— Это все очень грустно. Театр Орлова — коллектив с замечательными традициями и прекрасными кадрами. Но, к сожалению, подобная ситуация становится нормой. В свое время полностью уничтожили институт руководителей театров, и вот теперь пожинаем плоды. В искусстве сейчас наплыв дилетантов, причем агрессивных дилетантов, которые даже не понимают, что культура и искусство — разные вещи. Ничего не имею против «Нашей Russia», но кроме нее должно быть что-то другое.

«Что-то другое» и везут казанцы в наш город. Это как раз то самое высокое и, пожалуй, в каком-то смысле академическое искусство, процветавшее в свое время и на сцене нашей драмы, которая отмечает 90-летие. Поэтому приезд коллег из Татарстана весьма символичен: в юбилейный для челябинского театра и в год собственного 220-летнего юбилея, к тому же после четвертьвекового перерыва. Хочется надеяться, что встреча будет теплой.