Меню

Регион нашей мечты

25.05.2011 16:39 40 (11447)


Каковы приметы надвигающегося прорыва?

Судя по всему, острое желание перемен в экономике региона уже перерастает в нетерпенье. Нам недостаточно слышать шаги нового времени, мы хотим увидеть хотя бы приметы надвигающегося прорыва. От этого в воздухе витает множество прогнозов, планов и стратегий развития чего угодно. От маленького предприятия до большого региона — буквально все «заражено» прикидками и надеждами на светлое грядущее. Состоявшийся на днях в Челябинске бизнес-форум «Будущее города и региона. Челябинск-2020» только подтверждает: градус общественного интереса к экономическим перспективам Челябинской области очень высок.

Вопросы по географии

Известные эксперты Южного Урала заслушали доклады о том, что есть, и о том, что будет. И тут же возникли острые споры, заставляющие думать, что очарование формулы «Стратегия-2020» стремительно иссякает. За круглой и гармоничной цифрой уже нет приличного запаса времени. По сути, это неполные две пятилетки. Так о каком стратегическом будущем идет речь? Где величественный и дерзкий план развития региона? Множество подобных вопросов задавалось в кулуарах форума и на диспутах.

Взять хотя бы оценку экономического потенциала нашего региона. Принято считать, что Челябинская область занимает выгодное географическое положение, потому что находится на пересечении путей. Начальник аналитического управления Минэконмразвития Ирина Проскурякова даже показала схему на карте, подразумевающую могучий транспортный кластер. Однако есть и противоположная точка зрения, озвученная не раз губернатором: область находится сегодня в тупиковой позиции, транспортно недоступна. Наше географическое положение не выгодно. Не случайно же сегодня предпринимаются огромные усилия по превращению аэропорта Баландино в сколько-нибудь привлекательный транспортный узел. Возможно, здесь-то и находится реальная точка прорыва в ближайшей перспективе.

Застой постоял и прошел

А пока нам говорят, что наличие уникальных природных ресурсов, научный, производственный и трудовой потенциал — это условия для экономического роста. А еще про то, что наш регион является одним из наиболее крупных в Федерации. Аргументы, вызывающие у скептиков ухмылку.

Однако, по словам Ирины Проскуряковой, динамика роста экономики была утрачена в связи с известным кризисом. И только в последнее время совместная работа бизнеса и власти обеспечили восстановление экономики. Заметим, управление было «в ручном режиме». А теперь нужны свежие стратегии развития области и четкие механизмы их реализации.

Представитель Минэконмразвития Ирина Проскурякова признала, что разработанную в 2007 году стратегию не корректировали по результатам кризиса.

— Работа ведется сейчас по основным направлениям стратегии, — сказала Ирина Анатольевна, — по планам первоочередных мероприятий. На чем сосредоточена деятельность правительства? На повышении инвестиционной привлекательности региона и реализации крупных инвестпроектов. Особое внимание диверсификации экономики.

Губернатором поставлена задача создания более эффективной экономики, что связано с появлением высокотехнологических предприятий с «умными» рабочими местами.

Деньги для прорыва

Привлечение инвестиций — сегодня чуть ли не основная политика областного правительства. На этом направлении даже наметился успех. Ведь мы не получили отказов ни от одного крупного инвестора. И в период кризиса продолжали вводиться объекты.

За последние два года их несколько — Стан-5000, крупнейший в стране на Магнитогорском комбинате по производству толстолистовой стали. Стан-2000 по выпуску холоднокатаного проката. На ЧТПЗ запущено производство труб большого диаметра. «Белая металлургия» — бренд Челябинска. Проведена реконструкция сталеплавильного цеха на Ашинском металлургическом заводе.

География иностранных инвестиций охватывает 30 стран мира. В области иностранным инвесторам создаются максимально благоприятные условия для ведения бизнеса и размещения производства. Предлагается заключить соглашение, по которому гарантируется подведение инфраструктуры за счет средств областного бюджета. Предусмотрены льготы по региональным налогам. Административное сопровождение получило необходимую документацию. Предоставление госгарантий — это новый инструмент для привлечения денег в регион.

Экспортно-импортные операции Челябинской области ведутся со 120 странами мира. За предстоящие пять лет предполагается реализовать 92 крупных инвестпроекта на сумму более 322 миллиардов. А к 2015 году инвестиции в основной капитал вырастут до 300 миллиардов, увеличится доля прямых инвестиций.

Диверсификация экономики области напрямую связана с проблемой моногородов. У нас их 12. Чтобы разрубить узел проблем, во всех моногородах разработаны КИПы — комплексно-инвестиционные планы. На реализацию КИПов Сатки и Карабаша уже выделено из федерального бюджета 592 миллиона рублей. Акцент сделан на развитие туризма, стройиндустрии, агропромышленного комплекса и инновационных технологий и даже художественных промыслов.

Это сладкое слово «модернизация»

Инновации, модернизация. Слова эти произносятся так часто, что почти затуманилось их значение. Ну ясно же, что повышение конкурентоспособности экономики невозможно без такой составляющей, как энергоэффективность и инновации. Сегодня привлекаются инвестиции в энергоэффективные проекты, разрабатываются пилотные проекты малой энергетики. В области создается инфраструктура для внедрения и развития инноваций.

По программам стратегического развития наша область была отмечена дипломом второй степени. Региональный венчурный фонд признан крупнейшим в стране. Им уже профинансировано четыре инновационных проекта на сумму более 196 миллионов рублей.

Но только к 2012 году планируется восстановление промышленности докризисного уровня.

Счастье — пройтись и проехать

Цель «Стратегии-2020» — рост благосостояния населения. Уже сегодня мы все свидетели «революций» и потенциальные потребители их плодов. Заместитель главы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников рассказал о ходе и перспективах преобразований, которые, по замыслу разработчиков, должны обеспечить комфортную транспортную сеть в Челябинске.

Сегодняшние планы строятся не в границах муниципального образования Челябинска, а в 40-километровой зоне. Предусматривается целая агломерация. В планах развития Челябинска — города-спутники. Увеличивается плотность транспортного потока.

Площадь Челябинска составляет 500 квадратных километров. Население 1,2 миллиона, протяженность уличной сети — 110 километров. Уровень автомобилизации — 327 автомобилей на тысячу жителей.

Удаленность районов — жилых зон и промышленных — друг от друга не позволяет комфортно и быстро передвигаться. Сегодня специалисты видят выход не только в расселении жителей мегаполиса, но прежде всего в развитии уличной сети города.

Как можно увеличить протяженность магистральной сети? Построить новые участки или вообще новые дороги. Или реконструировать уже имеющиеся дороги, превращая их в магистрали. Ширина проезжей части 12 — 14 метров. Надо 22 — 24.

Владимир Алейников рассказал, что в прошлом году реализовали 5,7 миллиарда рублей. Это в три раза больше, чем в 2009 году.

К 2020 году будет возведено 15 развязок в Челябинске. Построят новые подземные пешеходные переходы, а кое-где и надземные.

Уже намечено на 20 основных перекрестках установить оборудование, которое будет работать в автоматическом режиме. Оно предназначено считывать поток автомобилей и выдавать команды светофорам. Данные по потоку, по времени суток, по дню недели и так далее будет анализировать центральная дорожная система.

— Дорожная концепция предполагает развитие городского общественного транспорта, — добавил Владимир Георгиевич. — Его сеть должна увеличиться с 260 километров до 311. Безусловно, много вопросов по реанимации всего нашего трамвайно-троллейбусного парка. Будут созданы и новые виды скоростного транспорта. В частности наш метрополитен строится с учетом интегрирования с маршрутной сетью трамваев. Особенно нас привлекает создание скоростного трамвая, который, предполагается, свяжет Северо-Запад и Металлургический район.

Ложка дегтя

Существующая концепция развития города осталась неизменной. Однако, по словам Руслана Гаттарова, Челябинская область много проиграла по сравнению с другими регионами. Руководитель НОЦ (научно-образовательного центра) Института экономики Сергей Гордеев уверен, что концепции должны меняться.

— За десять лет область потеряла 17 процентов по сравнению с развитием всей страны, — сказал Сергей Сергеевич. — Мы развивались медленнее. У нас традиционно на протяжении десяти лет была общая экономика и для социальной сферы, и для бизнеса. В результате сложилось королевство кривых зеркал. У нас везде темпы растут. А результат почему-то провальный.

То, что у нас проходит форум, означает, что начинаются перемены. Меняются прямо или косвенно концепции, меняются подходы.

Некоторые эксперты считают, что Челябинская область не является самодостаточным регионом. У нас был когда-то Танкоград, но на смену должно прийти что-то новое. У нас должен быть новый высокотехнологичный регион. Речь уже не идет о конкуренции с Екатеринбургом. Сегодня наблюдается недоиспользование производственных мощностей, их повсеместное моральное старение. Оборудование 30 — 40-х годов все еще в строю.

— Наша «Стратегия-2020», — заметил эксперт по транспорту Яков Гуревич, — основана на двух элементах: на проекте «Урал промышленный — Урал Полярный», который был мертвый изначально. И вторая ошибка — попытка превратить Челябинскую область в мировую Мекку туризма.

Главная проблема Челябинска — у нас не занимаются городской средой.

Многие проекты расширения отбрасывают город на многие годы назад. Расширение дорог — это уничтожение городской среды.

Распространено и такое мнение: «Обновления основных фондов давно не было. А теперь, видите ли, подавай высокую технологию. Прыжки такие.

Чудес не бывает. Нам нужны смежные переделы, что-то конкурентноспособное».

Однако уверенность, что число высокотехнологичных производств будет увеличиваться, участники форума не растеряли.


Кредитный рейтинг

В 2010 году Челябинская область заняла пятое место по объемам в обрабатывающей промышленности. Седьмое место по объемам иностранных инвестиций. Одиннадцатое — в оптово-розничной торговле. Двенадцатое — по объемам сельхозпродукции. Область выпускает сегодня 27 процентов проката и стали. Эта продукция известна как на внутреннем, так и на внешних рынках. Активно развивается пищевая промышленность и уже занимает 22 процента в стране. Есть значительный рост в машиностроении, энергетике. Неслучайно рейтинговое агентство «Стендарт энд пурс» присвоило кредитный рейтинг нашему региону и прогноз по нему — стабильный.

В январе — апреле этого года, по данным статистики, прирост промышленности составил 8,5 процента, сельского хозяйства — 2,7. Доходы консолидированных бюджетов выросли на 17,6 процента. Среднемесячная зарплата — на 14 процентов. А реальная зарплата на 2,5.


Дорожное уравнение

Подсчитано: доля затрат времени на передвижение не должна превышать более 40 минут для 20 процентов населения. В 2008 году, когда разрабатывалась дорожная концепция, таких пассажиров у нас было 28,4 процента. На сегодняшний день их стало 26,2 процента.

Среднестатистический челябинец тратит 52 минуты в дороге от дома до работы с учетом пересадок. В прошлом году эта цифра снизилась до 47 минут. До 2020 года стоит задача снизить этот показатель до 34,2 минуты. Запланировано также развитие скоростного вида транспорта, а не только дорожно-уличной сети.

На каждый квадрат километра городской территории протяженность дорог должна быть не менее 2,5 километра. При разработке концепции в 2007 году этот показатель был 1,26 километра. В 2010 году этот показатель удалось поднять до 1,72. На 2020 год эта цифра запланирована — 2,26. Хотя нужно стремиться к трем километрам на квадратный километр, хотя бы в центральной части города.

Сегодня скорости передвижения транспорта по городу невелики. Скорость легкового транспорта около 28 километров в час. Трамвая — троллейбуса около 15 километров, автобуса — 17.

Коллаж Людмилы МАНУРИНОЙ