По следам братьев Третьяковых
Будут ли челябинские музеи общедоступными?
18 мая Челябинский музей искусств вместе с остальными коллегами отмечал свой профессиональный праздник. Праздновали широко — сразу на двух площадках, разнообразно — тут вам и выставки, и мастер-классы, викторины, розыгрыши и даже дискуссии с перфомансами, и многолюдно — в течение одного дня музейные залы посетило более тысячи посетителей. Для челябинских музейщиков цифра весьма отрадная. Но праздник завершился, а проблемы остались.
— Довольны результатом? — свой вопрос адресую директору Челябинского музея искусств Станиславу Ткаченко.
— И да и нет. В действительности акция не показатель. Тех, кто по-настоящему интересуется искусством, на самом деле очень мало — не более пяти процентов. И на них подобные акции не влияют — эти люди и так периодически посещают музеи. С другой стороны, если рассчитывать на массового посетителя, то мне кажется, нужно подкорректировать время проведения. Будний день не самое удобное время, неслучайно в некоторых городах наши коллеги провели мероприятие в выходные, и кстати успешно. Я тоже склоняюсь к этому варианту.
— А почему акция называется «Ночь в музее», а проводится днем?
— Есть несколько причин. Материальные в первую очередь. Дополнительные затраты на охрану плюс транспорт, который будет развозить сотрудников после работы. Поэтому все вечерние мероприятия вызывают дополнительные проблемы. Но я думаю, что на будущий год мы все-таки рискнем — сконцентрируемся на усилении мер безопасности и проведем ночную акцию с субботы на воскресенье. На самом деле именно вечернее время оптимально для нашей работы — с 11 до 22 часов. Если бы нам разрешили перейти на такой график, думаю, народа в музейных залах было бы побольше.
— Что в нынешней акции оказалось более привлекательным и интересным для публики?
— Очень много посетителей побывало на выставке кукол. Должен отметить, что кукольная тема всегда пользуется успехом. Что касается современного искусства — это неоднозначно. Как правило, такие выставки посещаются в день открытия, и ходят на них в основном студенты. Чтобы пришел массовый зритель, необходима система — зрителя нужно приучать, экспозиции должны быть постоянные, и требуются площади, чтобы в одном зале не ютились японская фотография и работы Тишкова. И вообще, музеи должны быть большие, чтобы каждый посетитель смог найти то, что ему понравится.
— В таком случае имеют ли смысл разовые акции?
— Имеют. В первую очередь это своеобразный знак музейного содружества. Здесь больше символики и надежд на будущее. Во-вторых, в этот день реализуется принцип общедоступности музеев, о чем в свое время говорили еще братья Третьяковы и что мы никак не можем осуществить. Музеи, как и библиотеки, должны быть бесплатными!
— В свете последней установки на формирование нового имиджа региона есть какие-то подвижки?
— Новая губернаторская команда особенная. Не скажу, что сам Юревич интересуется живописью, но в нем есть живой интерес к тому, что может выгодно представить наш регион. На выставке из Третьяковки мы ходили минут 40, у него цепкий взгляд, он видит и оценивает красоту, точно определяет, что нравится. Это правильно, искусство должно нравиться. Сейчас началось движение сразу по трем направлениям. Первая проблема — отсутствие площадей. На данный момент мы экспонируем меньше двух процентов из своих фондов. Есть идея, связанная со зданием филармонии, которая также нуждается в новом большом помещении. Но это долгосрочная программа. А вот здание для фондохранилища мы уже смотрели. Наконец, непосредственно выставочная деятельность тоже требует определенных вливаний. И кое-что нам удается — этой осенью, например, к нам приезжает большая выставка из Исторического музея, будут и другие проекты.
Фото Вячеслава НИКУЛИНА
Фото Валерия БУШУХИНА