Меню

Куда утекают накопления?

20.05.2011 12:44 39 (11446)


Агенты-мошенники научились управлять средствами будущих пенсионеров

«Получаю письмо с извещением о переводе накопительной части пенсии в Ханты-Мансийский НПФ. Я об этом никого не просил – никаких заявлений не писал и договоров не заключал. Каким образом мои средства «мигрировали» в Югру?» – обратился в редакцию «Вечерки» майор в отставке Cергей Зайцев.

Ситуация неприятная, но не оригинальная. Проблема перевода накоплений в негосударственные пенсионные фонды без согласия граждан возникает ежегодно во всей стране. Но в этом году она приобрела массовый характер.

«В call-центр ПФР и территориальные органы Пенсионного фонда поступают жалобы граждан о том, что пенсионные накопления были переведены в НПФ без их ведома», — говорится в сообщении ПФР.

— В марте 2011 года в ПФР рассмотрели заявления, которые были поданы в 2010 году, о выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда. Сейчас идет рассылка уведомлений с результатами их рассмотрения, — поясняет «Вечерке» начальник отдела организации и учета процесса инвестирования ОПФР по Челябинской области Наталья Петухова. — По этим информационным письмам адресат судит о том, что его заявление получено, рассмотрено и средства переданы в выбранную им управляющую компанию или НПФ. Но среди получателей есть люди, которые утверждают, что никаких решений о переводе пенсионных накоплений в НПФ не принимали. Именно они жалуются на то, что вообще не заключали никаких договоров о переводе накоплений или были введены в заблуждение.

С претензиями разбираются специалисты ПФР, что называется, по факту. Подобные обращения поступают ежегодно. Например, в Челябинской области был случай, когда гражданин Н., несогласный с переводом его пенсионных накоплений в НПФ, обратился в суд для защиты своих прав. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что недобросовестный агент НПФ раздобыл персональные данные южноуральца Н., составил «липовый» договор, скрепив его поддельной подписью. Но в большинстве случаев после предъявления документов люди вспоминают, что действительно заключали договор с НПФ.

В этом году, как утверждает Наталья Петухова, в Челябинской области обращения по вопросу перевода средств носят единичный характер.

— Фонды работают в нашем регионе уже на протяжении нескольких лет. Они контролируют деятельность своих агентов, — комментирует Наталья Юрьевна. — Такие ситуации возникают, когда НПФ впервые выходят на открытый рынок, нанимают агентов, но не могут должным образом проконтролировать их работу.

Чтобы получить агентское вознаграждение, некоторые из этих «помощников» идут на нарушение закона: подделывают заявления граждан, выдают документы за оригинал и, получив положенное, исчезают.

— Ни один фонд не заинтересован в подобном привлечении средств, — заявляет Наталья Петухова. — При обращении граждан НПФ активно участвуют в решении проблемы и выявлении таких агентов.

Деньги не пропадут

Но даже в случае неправомерного перевода накоплений в НПФ средства не пропадут, подчеркивают в ОПФР по Челябинской области. Они в любом случае остаются на индивидуальном лицевом счете. Достаточно написать заявление о переводе накопительной части в ПФР или в выбранный вами негосударственный пенсионный фонд, и ваши средства с учетом инвестиционных доходов будут переданы в соответствии с вашим выбором.

В настоящее время Пенсионный фонд России выступает за ужесточение требований к НПФ в части заключения ими договоров по переводу пенсионных накоплений граждан. Отношения ПФР с НПФ строятся на основе трансфер-агентских договоров. Трансфер-агентами ПФР являются практически все негосударственные пенсионные фонды, которые принимают от граждан заявления о переводе накопительной части будущей пенсии в тот или иной НПФ. По результатам рассмотрения жалоб и обращений граждан ПФР будет принимать решение о расторжении трансфер-агентских соглашений с недобросовестными НПФ. Сейчас ПФР разрабатывает соответствующий регламент.

Кстати. Уведомление о результатах рассмотрения заявления о добровольном переводе средств в Ханты-Мансийский НПФ наш читатель Сергей Зайцев получил из управления ПФР в Ленинском районе Челябинска. Как заверяет Сергей, никакого отношения к этому району он не имеет, живет и работает на другом конце города. Каким образом о его «добровольном желании» узнали ленинцы? Это для нашего читателя по-прежнему остается загадкой.

Наталья ФИРСАНОВА


Как вернуть средства

Что делать, если вы узнали о переводе своих пенсионных накоплений в НПФ без вашего согласия?

  1. Обратитесь в управление ПФР по месту жительства (пребывания) или напишите письмо по адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 95. К письму нужно обязательно приложить копию уведомления, полученного из пенсионного фонда. Можно направить жалобу через онлайн-приемную на сайте ПФР.
  2. Чтобы ваши пенсионные средства были переведены обратно из НПФ в ПФР, необходимо в 2011 году подать в Пенсионный фонд России соответствующее заявление или обратиться в суд с требованием к НПФ незамедлительно перевести накопительную часть вашей будущей пенсии обратно.
  3. Написать претензию в НПФ, куда неправомерно были переведены ваши накопления, и затребовать копию якобы заключенного с вами договора. Текст претензии составляется в свободной форме. Фонд обязан вас проинформировать, на каком основании были переведены ваши накопления НПФ, обязан иметь оригинал договора, заключенного с гражданином, о переводе пенсионных средств.