Меню

Легенда о золотой бабе

13.05.2011 16:04 37 (11444)


Ее искали казаки Ермака Тимофеевича, приспешники Строгановых и «ученые люди» Петра Первого. Искали на Северном Урале и в Западной Сибири, в непроходимых уремах, на дне таежных озер и в пещерах. Безуспешно искали. Казалось, следы этой пропавшей реликвии навсегда утеряны, но интерес к ней не ослабевает и по сей день.

В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона отмечено: «Золотая баба, главный идол пермского и обдорского народа, иссечен из камня в виде старухи с двумя младенцами. 1389 капищ Золотой бабы уничтожены крестителем верховьев Камы св. Стефаном Пермским».

По одной из версий, статуя была отлита из золота. И до сих пор остается загадкой, откуда она взялась на пермской земле.

Верховная богиня древних биармов, которые были предками хантов и манси, известна под разными именами: Золотая баба, Йоли, Сорни Най, Сорни-Эква… Предполагают, что она может быть и Богородицей, и Северной Юноной, и скандинавской Юмалой, и Алтын-Арыг, и Мадонной, и славянской Злата Майей… То есть на Северный Урал ее могли привезти из Рима, Китая, Ирана или Индии. В сказах Бажова Золотая баба известна как Хозяйка Медной горы.

* * *

О местонахождении святилища Золотой бабы впервые упоминается в саге о походе викинга Торира Хунда в Биармию. «Храм высшего божества биармов находился в дремучем лесу. Туда-то викинги и задумали пробраться, чтобы захватить хранящиеся там сокровища... Наконец они добрались до изображения Юмалы. Шею биармийского бога украшала золотая цепь». В тот раз викинги были с позором изгнаны из святилища его сторожами.

Также до золотого идола пытались добраться и новгородцы, которые в своих походах на Югру в XII — XIV веках разоряли многие языческие святилища. В непроходимой тайге Золотую бабу искали и военные отряды Ивана Грозного, а уж когда об этом бесценном истукане услышали казаки Ермака!

В Сибирской летописи, повествующей о приключениях друга и соратника Ермака Богдана Брязгина, рассказывается, что о золотом идоле казакам поведал чуваш, перебежавший в их стан при осаде татарского городища. В летописи Золотая баба описывается так: «богыне древней; нага с сыном на стуле сидяща; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет…» Услышав о золоте, казаки ринулись на штурм городища, взяли его, но Золотая баба ускользнула у них из-под самого носа.

Остяки из Белогорья также подтверждали, что у них ранее, до прихода русских, было «молбище большее богине древней на стуле седящая». К ее ногам, по словам остяков, они принесли и положили снятый с погибшего Ермака панцирь — подарок царя. Впрочем, из Белогорья Золотая баба также тайно исчезла. Ее перенесли то ли в бассейн реки Конды, то ли еще куда подальше, и следы божества затерялись.

Судя по карте Меркатора, где в устье Оби были нанесены слова Zolotaja baba, некоторое время статуя находилась на полуострове Ямал, а оттуда попала в недоступные ущелья гор Путоран на Таймыре.

* * *

На Северном Урале стоит покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. Оленеводы издавна близко к ней не подходят. По их словам, там находится святилище с Золотой бабой, которая иногда начинает… истошно кричать. Услышав ее голос, человек заболевает и в скором времени умирает.

Севернее Манья-Тумп располагается гора Койп, что в переводе с языка манси значит «барабан». Если взглянуть на гору с небольшого безымянного хребта, по которому манси перегоняли на юг стада оленей, отчетливо видна лежащая на спине женщина с резкими чертами лица. По легенде, это окаменелая шаманка, наказанная за попытку оскорбить Золотую бабу. Когда божество перебиралось через Уральский хребет, шаманка на правах хозяйки хотела его задержать. Страшным голосом закричал идол, от страха умерло все живое на много верст вокруг, а шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

* * *

Никита Демидович Демидов в 1721 году письменно известил Петра I, интересовавшегося всевозможными редкостями, о том, что «людишками его на Каме извлечен из глубин великих золотой истукан женского пола, без лица выразительного».

Спустя некоторое время на поиски камского истукана была отправлена экспедиция, организованная учеными из Москвы и Тобольска. Однако исследователям не удалось обнаружить Золотую бабу. Один из потомков Демидова писал: «Не секрет, что пращур Никита откопал в своих землях на Урале золотую Йомалу. В уничтожении идола смысла не было, так как предок без того на золоте ел. Он пощадил истукана, подарив Петру I... Идола перевезли на Исетский завод, чтобы переплавить. Но родичи мои не выполнили порученное, откупившись золотыми слитками».

Также утверждают, что Золотая баба была не только языческим идолом, но и объектом поклонения христианской секты молокан. Ее адепты не признают церквей и попов и молятся по домам. Возможно, молокане и стали последними хранителями золотого истукана.

Казалось бы, за сотни лет безрезультатных поисков идея отыскать сибирского истукана должна была полностью изжить себя, но этого не произошло. Золотая баба — красивая легенда, а легенды не умирают. И частенько появляются новые «совершенно достоверные сведения» о месте, где спрятан этот артефакт. Поэтому, как говорится, поиски продолжаются…

Владислав ВЕРИГО