Меню

Человек, которого боятся

13.05.2011 15:25 37 (11444)


Слово «правозащитник» у многих в нашей стране вызывает зубную боль. Алексей Севастьянов, первый уполномоченный по правам человека на Южном Урале, реагирует на все жалобы, принимает участие во всех скандальных судебных процессах. Чего он смог добиться за время работы в этой должности?

Дата 26 августа 2010 года войдет в историю нашего региона как важная веха, напрямую связанная со становлением гражданского общества. В этот день был принят закон об уполномоченном по правам человека. А 23 сентября губернатор Михаил Юревич утвердил кандидатуру Алексея Севастьянова в этой должности.

Появился и институт уполномоченного. Но чего бы стоил институт, если бы не было особо заинтересованной личности! Первым уполномоченным на Южном Урале стал Алексей Севастьянов. И это справедливо. Ведь именно Севастьянов и начал разрабатывать идею уполномоченного еще в 1999 году. Алексей Михайлович, будучи депутатом, постоянно занимался правозащитной деятельностью. Отчего, как говорится, влез по пояс в разно-образное горе чужих людей.

Сейчас трудно представить на этом месте другого человека. Да и была ли острой конкуренция за этот пост? Должность видная, но хлопотная. С одной стороны, наседают просители со своими жалобами. Обездоленных и обиженных людей у нас столько, будто страна наша специально придумана для них. А с другой — это отличный способ переругаться со всеми начальниками, особенно с силовыми структурами. Например, судебная система в регионе Севастьяновым не раз подвергалась сильнейшей критике. В общем, неудобно, хлопотно и так далее.

Кто-то посмеивался ему в спину: «Тоже мне Цицерон!» Но мы-то знаем, что исторический Цицерон неожиданно для всех оказался не только сенатским деятелем, но и прекрасным полководцем. Однако заниматься правами человека в стране, где само слово «правозащитник» у многих вызывает зубную боль, дело совсем не прибыльное. И уж точно не приносящее славы.

Но за полгода работы уполномоченного южноуральцы увидели, что Севастьянов реагирует на все жалобы и отправляется в дорогу. Идет к зекам в зоны, к туберкулезным больным, в детдома, встречается с обманутыми дольщиками и с теми, кто в общежитиях за десятилетия не приобрел права на жилье. Он принимает участие во всех скандальных судебных процессах, собирает за круглыми столами непримиримых противников… Да всего и не перечислишь. И все мы увидели обратную «химическую» реакцию. Обычно должность, пост надувает личность значительностью, солидностью. А в этом случае сам Севастьянов, на мой взгляд, посту уполномоченного придал особенное общественное значение. И когда придет на его место другой, то у нас уже будет с чем сравнивать. Потому что Севастьянов оказался в нашем краю первым уполномоченным защищать людей.

Проблемы и законодательные дыры

Как можно двигаться в направлении правового общества, если ты все время попадаешь в законодательные дыры? Это Севастьянову как юристу хорошо известно. Восстанавливать нарушенные права человека и гражданина можно лишь через усовершенствование нормативных правовых актов Челябинской области. По крайней мере, приводя их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права. Законодательные прорехи — беда. Не менее опасна правовая безграмотность жителей Челябинской области. Особенно по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты. Поэтому для уполномоченного правовое просвещение находится на одном из первых мест в системе работы.

Выступая на конференции «Роль общественности в деятельности уполномоченного по правам человека в Челябинской области. Практические аспекты взаимодействия», Алексей Севастьянов заявил, что основной его миссией является формирование и развитие правового гражданского общества.

— А для этого, — сказал Алексей Михайлович, — в Челябинской области необходимо решить следующие проблемы, характерные и для России в целом: отсутствие эффективной координации институтов защиты прав человека, недостаточное правовое просвещение населения, вследствие чего низкий уровень правового сознания и правовой культуры граждан, несовершенство законодательства, низкая эффективность защиты прав человека.

Проблемы названы. Но как их преодолеть, возможно, самому Севастьянову это как-то и видится.

«С правом объявления войны»

Поражает стратегический план Севастьянова до 2015 года. К тому близкому будущему видится такая тонкая материя: «Авторитетность института уполномоченного по правам человека в Челябинской области в структуре органов государственной и муниципальной власти; а также для бизнеса, НКО, СМИ, экспертного сообщества региона». К тому времени должны быть созданы общественные приемные в большинстве муниципальных образований области. Не исключает Алексей Михайлович и возможности «законодательной инициативы уполномоченного по правам человека в Челябинской области на уровне региона».

Интересно смотрится перспектива создания независимого информационного ресурса уполномоченного «с целью донесения до общественности ежегодного доклада, проведения онлайн-консультаций, формирования базы данных по мониторингу жалоб и прочего».

Есть также план по разработке программы правового просвещения населения по возрастным (дошкольники; ученики; взрослые) и социальным (одинокие родители; военнослужащие; лица, привлеченные к уголовной ответственности, и так далее) критериям.

Скептики уже назвали план смелым, но реалистичным. Особенно в части законодательной инициативы и собственных СМИ. Так некогда проектировал «автономию с правом объявления войны» сам Грибоедов. Власть это смутило, и получилось «горе» от ума.

Но на дворе XXI век. И возможно, он просвещенностью перещеголяет минувшие времена.

Сергей ТАРАН
Фото Вячеслава НИКУЛИНА
Фото Вячеслава ШИШКОЕДОВА