Меню

Сергей ЭРДЕНКО:«Знаменитые «Валенки» — народная цыганская песня»

11.05.2011 09:29 36 (11443)


Его род колесит по дорогам и весям с цыганскими кибитками уже больше 300 лет. Его прапрадед играл на скрипке самому Льву Толстому в Ясной Поляне и преподавал в Московской консерватории. Своим дедом он считал Паганини, чей портрет висел в галерее других родственников, а играть на скрипке начал в раннем детстве. Несколько лет назад его назвали одним из лучших цыганских музыкантов Европы. На его скрипке играли Менухин и Кремер, а трио «Лойко», созданное им, признано самым ярким явлением в World Music. Сам он безумно любит красивых лошадей, никогда не расстается со своим инструментом и довольствуется званием цыганского маэстро.

Сергей Эрденко, скрипач и певец, впервые привезет свое трио в наш город. За 20 с лишним лет музыкант, как истинный цыган, кочевал по всему миру, подолгу жил в Англии, Ирландии, Франции, сейчас обосновался в Санкт-Петербурге. Но по-прежнему чаще гастролирует за границей — весь мир сходит с ума от фантастической игры «Лойко». Челябинцам еще только предстоит знакомство. Однако нашей редакции удалось это сделать раньше благодаря эксклюзивному интервью маэстро.

Чумазый Бетховен

— Музыканты, как правило, очень трепетно относятся к национальным особенностям. Например, негры считают, что белые никогда не смогут играть джаз или исполнять рэп. У вас в ансамбле все цыгане?

— Я как раз считаю, что это совершенно необязательно, — признался Сергей. — И это не показатель. Например, вы же знаете, что стиль фламенко в Испании возник тоже благодаря цыганам? Так вот на сегодняшний день лучшим гитаристом в этом жанре является Пако де Лусиа, совсем не цыган.

— А что в таком случае важно?

— Иметь цыганскую душу и уметь импровизировать.

Себя Сергей называет «чистокровным цыганом», хотя в таборе практически не жил, зато периодически гостил у родственников отца.


Трио «Лойко» давно и по праву принадлежит к мировой скрипичной элите. Организованная в 1990 году в Лондоне Сергеем Эрденко, «Лойко» явилась первой группой России, которая вывела цыганскую музыку на мировые сцены. «Лойко» можно назвать музыкальной лабораторией — на протяжении почти 20 лет своего существования в ансамбле переиграли многие высококлассные музыканты. Сейчас в составе ансамбля скрипачи Сергей Эрденко, Артур Горбенко и гитарист Михаил Савичев.


— По отцовской линии в роду все были «лихие, таборные» люди, а по линии матери — музыканты, — рассказал маэстро. — И меня отпускали в гости в табор только при одном условии — что я там буду несколько часов в день заниматься. Все дети играют, носятся, а я найду какой-нибудь сарайчик и пиликаю. За это меня родственники прозвали Бетховеном. Помню, лет девять мне было, как-то раз я прибегаю, смотрю — все на телегах куда-то собираются. И мой двоюродный брат Ванечка, который меня терпеть не мог за то, что ему меня вечно ставили в пример, отталкивает меня: «Иди отсюда, Бетховен несчастный! Тебя все равно не возьмут». Но я упросил дядю Кузю, и он посадил меня на свою телегу. Оказалось, что поехали сено воровать! Вечером встали табором, сели у костра, и тут дядя Кузя вспомнил, что я совсем не занимался в этот день! А мне нужно было к конкурсу готовиться. Он меня схватил, поставил на телегу — играй! Это было что-то потрясающее: бездонное небо над головой, звезды, отблески костра — и я, чумазый, в рубашонке, которая из белой превратилась в черную от грязи. Я играл концерт Вивальди, никогда ничего подобного в своей жизни больше не испытывал. Когда музыка закончилась, никто из слушателей не сказал ничего, дядя Кузя меня поцеловал, достал гитару, и цыгане запели.

Музей Революции

Свой ансамбль Эрденко создал в 1990-м в Лондоне. Состав постоянно менялся, но самое ценное — неугомонный цыганский дух — осталось. К тому же музыкальный язык трио постоянно обогащается за счет кельтских, румынских и венгерских традиций.

— Говорят, что чуть ли не все цыгане — родственники, тем не менее цыганская музыка в разных странах заметно отличается.

— Безусловно! Несмотря на то что наш народ имеет свою культуру, он очень быстро адаптируется. А как иначе? Когда живешь 300 лет в России, естественно, срастаешься с этой страной. Хочу напомнить, что знаменитые «Валенки» на самом деле народная цыганская песня.

— Не может быть!

— Именно! И «Мороз, мороз» тоже. Этим объясняется широкая популярность цыганского романса в свое время. Даже на открытии Эйфелевой башни во Франции пел цыганский хор из России. В советское время каждая уважающая себя филармония в своем составе непременно держала цыганский ансамбль.

— А как вы относитесь к Николаю Сличенко и театру «Ромэн»?

— Как к музею Революции, — шутит собеседник. — Мне гораздо интереснее то, что делает Кустурица: постоянный поиск на грани пересечений, живые откровения. Жить заработанным — не для цыгана. Мы связаны с дорогой, быть вечно в пути — без этого развитие невозможно. Ляля Черная, Сличенко, «Ромэн» — благодаря им появились такие понятия, как «таборная музыка», «таборный театр», которые используют цыганские традиции, но не развивают их.

Скрипка дороже коня

Слава к Эрденко и его «Лойко» пришла за границей. В 1993 году на концерт группы в Брюсселе пришел сам Иегуди Менухин, великий скрипач прошлого века. Так началось творческое содружество. Он постоянно приглашал «Лойко» на свои фестивали: «От Синатры до гитары», «Лучшие скрипачи мира», всемирный цыганский конгресс.

— А с самим маэстро вам удалось сыграть?

— Да, однажды мы исполнили с ним небольшую импровизацию. Несмотря на почтенный возраст, у него оказались совершенно юные маленькие руки, как у ребенка, и абсолютно наивные глаза.

— Слышала, что Менухин играл на вашем инструменте. Не ревновали?

— Что вы! Скрипка, как икона, должна быть намолена. И когда Кремер или Менухин играли на моей скрипке, я был счастлив.

— Многие музыканты относятся к своим инструментам как к живому существу.

— Это правда. Моя скрипка для меня — ребенок, хотя на самом деле ей уже больше 200 лет. Я ее даже целую, когда хорошо пройдет концерт. Если я ей мало уделяю внимания, она капризничает. Помню, я как-то играл концерт, а ей как раз 200 лет исполнилось, и я со сцены сказал, что посвящаю свое исполнение ей. Так она радовалась больше меня!


Чтобы играть цыганскую музыку, нужно иметь душу и уметь импровизировать.


— А лошадей вы так же сильно любите? Вы ведь настоящий цыган?

— Думал, что эта страсть во мне умерла. Года четыре назад выступали под Москвой, и я увидел лошадей, которых демонстрировал конезавод и которые стоят миллионы. Клянусь, у меня возникло желание украсть себе коня!

— А на скрипку бы его поменяли?

— Ни за что!

Челябинский концерт

В нашем городе «Лойко» выступит 16 мая. Сразу же после Южного Урала музыканты отправятся на гастроли в Израиль, Финляндию и Испанию. Так что у челябинцев есть только один шанс познакомиться с уникальным коллективом. Музыканты исполнят русские романсы, говорят, в новом исполнении они звучат совершенно неузнаваемо. Три инструмента заменяют целый оркестр: контрапункт, подголоски, впрочем, такие тонкости скорее для профессионалов. Зажигательное фламенко тоже прозвучит, как и композиции собственного сочинения.

Виктория ОЛИФЕРЧУК