Меню

Война не по правилам

06.05.2011 15:35 Спецвыпуск


Она не сделала своих героев жестокими, а научила их ценить каждый миг жизни

Судьба каждого, прошедшего войну, достойна отдельной книги. О подвигах этих людей писали романы, бои, участниками которых они были, разбирали в школах на уроках истории… Однако более личностными, трагичными, шокирующими, трогательными и запоминающимися эти рассказы становятся тогда, когда слышишь их от непосредственных участников событий, навсегда оставшихся в памяти людей всего мира. Герой нашей сегодняшней публикации принадлежит к поколению, которое считает началом своей биографии трагическую дату — 22 июня 1941 года. А еще Михаил Трофимович Горин точно знает, почему сегодняшним мальчишкам, будущим бойцам, нужно уметь защищать Родину.

Командирский вальс

С наступлением трагической даты — 22 июня 1941 года — юность героя нашей публикации словно закончилась. Перед вчерашними детьми встали задачи, которые по силам не каждому взрослому. В один из дней школьный сторож не пустил ребят на уроки.

— Тут теперь госпиталь, — сказал со вздохом дядя Паша. К школе стали съезжаться машины с красными крестами. Из них выносили тяжелораненых — людей нужно было разместить в здании школы, так как более подходящей «больницы» тогда не нашлось. Кто-то в этой суматохе пытался найти своих близких, кто-то утирал слезы, кто-то спешил помочь пострадавшим бойцам. И вдруг всеобщим вниманием завладел один из раненых. Он с огромным трудом вышел из машины и отказался лечь на носилки.

— Дойду сам! — отчеканил военный.

Голова и лицо у него были перебинтованы так, что оставались только маленькие щелочки у глаз и рта. Левая рука была в гипсе, правой мужчина опирался на костыль. Идти ему приходилось медленно и осторожно. Навстречу ему из школы, в считанные минуты ставшей больницей, бросилась молоденькая медсестра.

— Товарищ, — потребовала девушка, — немедленно ложитесь на носилки!

— Сестричка, зачем шумишь? — улыбнулся под бинтами военный. — Я сам дойду. Давай лучше с тобой в вальсе покружимся! Всего один заход. Мелодию я напою.

— Не обижайтесь, будете выписываться — первый вальс за мной, —с дрожью в голосе сказала медсестра.

— И на том спасибо, — отозвался раненый и вдруг запел. Под властью его сильного и красивого голоса словно отступили все беды. «Хоть я с вами совсем не знаком, и далеко отсюда мой дом, я как будто бы снова возле дома родного… В этом зале пустом мы танцуем вдвоем, так скажите хоть слово, сам не знаю, о чем…» — разлеталась по двору песня. Все слушали ее как завороженные.

— Нас перевели учиться в здание бывшего народного дома, это что-то наподобие клуба, — рассказывает ветеран. — Вскоре меня и моих одноклассников отправили на фронт. Нам тогда было 17 лет. Проходя мимо школы, мы увидели того солдата, который уговаривал медсестру пройти с ним круг вальса. Он, статный и крепкий, был уже без гипса и повязки. Девушка сдержала слово — подарила бравому солдату танец. На фронт они ушли вместе. Провожал эту пару весь госпиталь. Через два дня после этого туда же отправился Михаил Горин и мальчишки из его класса.

Четвероногие помощники

На войне Михаил Горин начал писать стихи. В них нашли отражение те события, которые юноше пришлось пережить. Однополчане прозвали талантливого друга Мишкой-Весельчаком: после боя солдат каждый раз играл на баяне и радовал друзей стихами. Однако в них отразилось не все. Многие истории, способные шокировать обычного человека, остались только в рассказах и воспоминаниях.

Навсегда запомнились Михаилу Трофимовичу ноябрьские события 1942 года. Тогда 18-летние бойцы, год назад сидевшие вместе за одной партой, стали уже опытными воинами. Тех знаний, которые они обрели за два месяца кровопролитных боев, хватало на то, чтобы выполнять сложнейшие задания и возвращаться с поля боя живыми.

— Через два месяца службы на фронте мы знали, что такое автомат, как бросать гранату и маскироваться, — продолжает Михаил Горин. — Бороться с фашистами помогали и собаки — мы учили животных подрывать немецкие танки. Немцы считали, что это не по правилам. Кстати, «неправильным» считалось и партизанское движение. Животных мы учили так. Бойцы заводили танки и одновременно давали собакам еду. Они точно знали: заработал мотор танка — сейчас будут кормить. Потом будущих подрывников перед наступлением держали голодными — четвероногие союзники не ели около трех суток. В день наступления псам привязывали на спину ящики с минами и выпускали их под вражеские танки. Услышав работу мотора, ассоциирующуюся с выдачей пищи, хвостатые бежали к гусеницам немецкой техники. Спустя секунды после этого гремел взрыв — танк со свастикой превращался в груду металлолома.

Кто-то скажет, что это жестоко, однако война диктовала свои условия. Людям зачастую было не лучше, чем псам, ценой своей жизни взрывающим немецкие танки. Так, например, в июле 44-го года танковая бригада, в которой Михаил Горин был стрелком-радистом, получила задание прорваться в тыл врага и «перерезать» железную дорогу Бобруйск — Слуцк — повредить рельсы так, чтобы по ним не могли проехать немецкие бронепоезда. Советская пехота прорвалась к станции, однако в то же время к ней подошел фашистский бронепоезд. Немцы начали обстреливать атакующих. На помощь своим пошел экипаж танка Т-34. Всего в нескольких метрах от бронепоезда пушку этой машины вывел из строя вражеский снаряд. Однако командир танка не растерялся.

— Вперед! Бей по колесам! — скомандовал лейтенант механику-водителю. Разогнав горящую машину, тот сбил паровоз с рельсов. Раздался оглушительный взрыв. Командиру танка лейтенанту Дмитрию Комарову и механику-водителю сержанту Михаилу Бухтуеву впоследствии были посмертно присвоены звания Героев Советского Союза.

Доктор с автоматом

По словам Михаила Горина, время стирает из памяти только незначительные события. Оно не властно над теми воспоминаниями, которые оставили в душе неизгладимый след.

В Белоруссии, в 200 километрах от Минска, на реке Шара расположен город Слоним — районный центр Гродненской области. Там летом 44-го года сражался корпус, в котором Михаил Горин служил уже командиром танка. На окраине этого города располагался медсанвзвод. Там трудилась хирургом молоденькая девушка Мария Сергиенко. По 10 — 12 часов она без перерыва выстаивала у операционного стола, возвращая к жизни раненых. В одном из тяжелых боев к медсанчасти прорвались фашистские автоматчики на мотоциклах. Все, кто мог двигаться, встали на защиту медпункта и тяжелораненых товарищей. Сменила скальпель на автомат и хирург. В наступавших врагов она стреляла так же, как проводила операции, — спокойно и сосредоточенно. Через сорок минут атака на санчасть была отбита. Доктор снова вернулась к своим обязанностям. Эти события и восхищение подвигом врача потом найдут свое отражение в стихах Михаила.

Еще один я долг исполнил,
На память старую ворча.
Еще один я долг исполнил,
Прославив женщину-врача

—  с таких слов танкист Миша Теркин, как называли его однополчане, впоследствии начнет пронзительное стихотворение об этой атаке.

Таких самоотверженных и удивительных людей Михаил Трофимович в годы войны повстречал немало. Навсегда след в душе военного оставил командир его танкового корпуса — человек, который прошел через три войны — Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную.

— Михаил Дмитриевич Соломатин, сын потомственного уральского рабочего, начал службу в армии рядовым бойцом, а в отставку вышел генерал-полковником танковых войск, — рассказывает Михаил Трофимович. — Он не понаслышке знал, что такое мужество, героизм и подвиги. Биография первого мехкорпуса, которым он командовал в годы войны, богата успешными действиями, повлиявшими на ход событий войны. Впоследствии об этих легендарных бойцах сняли фильм. Лента называется «Корпус генерала Шубникова». Шубниковым в картине назвали Михаила Соломатина. Думаю, этот фильм стоит посмотреть всем — это захватывающая картина о том, что такое настоящее мужество.

Об этом Михаил Трофимович рассказывает и сегодняшним школьникам. Впрочем, такой работой занимается не только он. Многие ветераны самой страшной в истории человечества войны находят в себе силы передавать свои знания подрастающему поколению и воспитывать в детях любовь к Родине.

Николай Александрович Поткин давно не носит форму, но и в гражданском остается военным по духу человеком, — рассказывает Михаил Горин про старшего по званию товарища. — Он посвятил служению Родине 30 лет жизни, а сейчас проводит внеклассные уроки в школах, техникумах и училищах, на которых беседует с ребятами на патриотические темы. Многие из вчерашних школьников, с которыми на таких занятиях свела его судьба, стали кадровыми военными. Этот человек является примером для многих, ведь честь, мужество и Родина для него не просто слова. Думаю, что и желания приносить людям пользу ему не занимать — у Николая Александровича очень активная жизненная позиция. Сейчас он является председателем комитета ветеранов войн и военной службы в нашем городе. Примечательно то, что день рождения этого человека празднует весь мир — он родился 9 мая 1945 года, в тот день, когда закончилась самая страшная в истории человечества война.

Стоит отметить, что такие уроки мужества, которые проводят в школах ветераны войны и военной службы, очень важны для тех, кто еще только начинает свой путь в жизни. Дети, которые берут пример с настоящих героев, впоследствии станут гордостью не только своих родителей, но и своего города, а возможно, и страны.

Ольга СУВОРОВА
Фото Ыячеслава ШИШКОЕДОВА