Меню

Нехорошая кукла Moxie

06.05.2011 13:28 35 (11442)


Таможня в игрушки не играет

Как-то незаметно для широкой общественности прошел Международный день интеллектуальной собственности. Однако те, кому положено стоять на страже этого самого «умственного имущества», дату 26 апреля не пропустили. На встрече с журналистами представители таможни, ФАС и МВД рассказали, что год от года проблема контрафакта становится острее.

Контрафактная продукция

С развитием рынка ширится и его теневая сторона. Нечистых на руку предпринимателей, которые не прочь подзаработать на чужих идеях, брендовых марках и рекламных кампаниях, становится больше. Об этом свидетельствует рост контрафактной продукции в зоне деятельности Челябинской таможни. В 2009 году таможенники выявили 124 тысячи единиц контрафактной продукции, в 2010-м — 140, а в начале 2011-го уже обнаружили 30 тысяч таких товаров с признаками нарушения законодательства в области интеллектуальных прав. Но вместе с тем меняется и законодательная база в связи с вступлением России в таможенный союз.

Начальник отдела защиты прав потребителей Челябинской таможни Василий Махиня рассказал, что в 2011 году вступил в силу Закон о таможенном регулировании № 311 ФЗ. В нем новые полномочия таможенных органов в сфере регулирования прав интеллектуальной собственности. По новым полномочиям выпуск товара можно приостановить всего лишь на семь рабочих дней. За это время правообладатель должен взять образцы и подтвердить, что ввоз такого товара осуществляется с нарушением его прав.

Теперь представители малого и среднего бизнеса могут прибегать к таможне для защиты своих интеллектуальных прав. В 2010 году было включено в таможенный реестр 264 объекта интеллектуальной собственности. На конец года реестр насчитывал 1836 позиций, а по состоянию на сегодняшний день уже 1863 объекта.

Однако пока с валом «подделок под фирму» на рынке не очень-то справляются. Только по данным таможни, в товарной структуре доля контрафактных алкогольных напитков — 27 процентов, кондитерских изделий — 20, табачных изделий и продуктов питания — 13, спортивной одежды и обуви — 12, а средств гигиены — 10. Самым распространенным преступлением считается использование чужих товарных знаков. На каких угодно штанах можно увидеть надпись Adidas, Nike, легко купить зажигалку с надписью Feudor, Cricket или «фирменные» диски DVD в широком ассортименте. Но больше всего вырос контрафакт среди детских товаров. Игрушки известных торговых марок «Дисней», куклы Moxie, скейты SPIN MASTER, трансформеры BAKUGAN — все они «попались» как подделка. Торговать ими нехорошо, можно получить не по-детски.

Без всякого смущения

Служба экономической безопасности ГУВД Челябинской области выявила в 2010 году 77 преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав. А в этом году только с 4 по 14 апреля уже 47. Обнаружен цех по производству контрафактных дисков.

Начальник по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка ГУВД Сергей Бутенко уверяет, что меньше контрафактной продукции не становится. А производство подделок уже распространилось в сферу продуктов питания и бытовой химии.

— Но вопрос в другом, — меняет тему Сергей Викторович, — наше население до сих пор считает, что покупать и пользоваться контрафактной продукцией — это нормально. Пока мы с вами в сердцах и умах это не изменим, ничего не поменяется.

Что грозит похитителям интеллектуальной собственности? Штраф от 20 тысяч рублей до миллиона, конфискация имущества. Но это жуликов не останавливает. На Зеленом рынке некий делец торговал телефонами Vertu по 7 — 10 тысяч рублей. В салоне Nokia такие телефоны стоят от 240 тысяч рублей. Но ребята едут в Таиланд, в Китай, закупают Vertu по 100 долларов за единицу и торгуют здесь не смущаясь. И ведь находят при этом покупателей.

Сотрудники полиции приобрели эти телефоны, отдали на экспертизу. Возбуждено уголовное дело, поскольку ущерб составил свыше двух миллионов рублей. Но рынок контрафакта не замечает потерь среди своих бойцов. Про то, что фальшивые зажигалки Feudor взрываются, обжигают нос и опаляют брови, и говорить нечего. Известно, что пламя у таких Федоров не регулируется. Там продаются духи «Шанель» чуть ли не в розлив. Весь «Адидас» контрафактный продается на челябинских рынках. И там все знают, что это так, но покупают, потому что доступно. Ровно то же самое происходит, например, с известной программой «1С». Фирменный диск стоит от 70 тысяч рублей. Но устанавливают ее без оглядки на авторские права.

Похож до степени смешения

Именно этого и добиваются жулики, когда воруют интеллектуальную собственность. Взять хоть пельмени Останкинского комбината. Раскрученная марка. Ничего больше и не надо. Лепи и продавай в похожей упаковке. Правда, пока не попадешься. Заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Людмила Галичина говорит, что контрафактная продукция может стать предметом разбирательства и антимонопольного органа. Потому что конкурентным законодательством запрещается введение в оборот товара с использованием чужого товарного знака. Меры реагирования достаточно серьезные. За сам факт недобросовестной конкуренции предусматривается ответственность в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей. Что касается контрафактной продукции, то при установлении такого факта штраф может быть значительно больше: от одного до 15 процентов размера выручки, полученной от реализации продукции на рынке.

— Отношение между правообладателем и тем лицом, которое незаконно использует товарный знак, — добавляет Людмила Николаевна, — лишь четвертая часть заявлений от общего потока жалоб.

— Южноуральская торгово-промышленная палата имеет право проведения различных экспертиз для установления контрафактности товара, — вступает в беседу директор центра интеллектуальной собственности ЮУТПП Елена Левина, — это не только диски, одежда, знаки. Но и любые носители, в которых используются результаты интеллектуальной деятельности. Изобретения, полезные модели, промышленное оборудование, авторские произведения.

В прошлом году палата провела 25 экспертиз, за первый квартал текущего года уже 16. Например, фирма «Оружейник», что в Златоусте, увидела в каталогах своих конкурентов аналогичные клинки и сабли. Полностью скопированные, что называется у специалистов, «до степени смешения». Или другой случай. Изобретатели получили патент на оригинальное судно. И вдруг на одном из озер увидели и глазам своим не поверили: плавает по волнам их кораблик. Палата проверила: действительно нарушаются права патентообладателей. Результат — судебное дело.

Получается, сегодня обладатель интеллектуальной собственности самостоятельно должен отслеживать любые покушения на всей территории страны. В этом смысле показателен опыт «Макфы», охранная служба которой выявляет довольно много попыток использования известного бренда.

Сергей ТАРАН
Фото автора