Меню

Маленький «Манекен» бросает вызов Гарри Поттеру

29.04.2011 16:52 33 (11440)


Студия сыграла премьеру по скандально известной пьесе Питера Шеффера Equus

Круг замкнулся. Театр-студия вспомнил свой первый опус — «Пена дней», Equus стал новой работой ролевого плана после долгого перерыва на студийные эксперименты. И — театр перешел на новый уровень. Так считает худрук театра-студии «Манекен» Владимир Филонов:

— Мы репетировали «Эквус» три года. Доходили до определенного момента и останавливались, что-то не получалось, что-то случалось и мешало. Несколько раз даже хотели отказаться от постановки. До последнего момента у меня не было уверенности в том, что мы выйдем на зрителя. И все-таки это произошло. Я чувствую, что «Эквус» станет для нас переломным этапом.

В основе сюжета — реальная история, которая даст фору любому голливудскому триллеру. Действие разворачивается в психиатрической клинике в Великобритании. Детский психиатр Мартин Дайзерт расследует дикий случай: скромный, тихий подросток выколол гвоздем глаза шести лошадям. Доктор пытается докопаться до причин столь дикого поступка. Захватывающая детективная история круто замешана с глубоким психологизмом, доходящим чуть не до патологии, а попутно задевает религиозные и сексуальные проблемы. Вся эта адская смесь делает материал жутко привлекательным для постановщиков. Написанная Шеффером в 1973-м, пьеса в том же году получила прописку на английской сцене. Позднее перебралась на Бродвей, причем одну из ролей в ней играл Энтони Хопкинс. Пьеса пережила 1200 постановок, став самой успешной за всю театральную историю Нью-Йорка. С тех пор «Эквус» пользуется неизменным успехом и ставится на разных площадках вот уже больше трех десятков лет.

Следственный эксперимент

— Присяжные намерены отправить мальчика в тюрьму. Пожизненно, если прокурор справится, — судья убеждает врача взяться за это необычное дело.

Злодеяние было совершено скромным парнем по имени Алан Стрэнг, единственным сыном благоразумного отца-атеиста и религиозной матери-учительницы. В чем истоки подобной жестокости? Отчего возникают «демоны» подсознания? Это и пытается выяснить Дайзерт, и действие начинает раскручиваться в стилистике «следственного эксперимента», где зал — постоянный свидетель происходящего здесь и сейчас. В ходе расследования вырисовывается история молодого человека, придумавшего себе бога в образе Лошади, а затем восставшего против своего бога.

— На самом деле здесь две линии, — рассуждает режиссер Владимир Филонов. — Первая — проблема столкновения мира реального с вымышленным, тем, что придумал Алан. Но я считаю, что более важна как раз вторая тема — внутренний кризис самого доктора, который понимает по ходу действия, что превратился в робота, утратил радость, свежесть восприятия жизни, что не может испытывать сильных чувств, что загнан в достаточно жесткие рамки. И отсюда возникает основной вопрос: как найти гармонию, равновесие между рассудочным и природным началом в человеке?

Традиционный голливудский хеппи-энд в этом случае звучит не с утвердительной, а вопросительной интонацией. Дайзерт все-таки помог мальчику, но сделало ли это подростка счастливым? Пациент помог доктору обратиться к природным истокам, но как управлять этой могучей силой?

Звездная конкуренция

Так получилось, что практически одновременно с челябинскими студийцами историей молодого конюха заинтересовалась голливудская звезда Дэниел Рэдклифф. Бывший Гарри Поттер именно «Эквуса» выбрал для собственного дебюта на театральных подмостках. Правда, на стартовый финиш молодой британец вышел гораздо раньше — еще в 2007-м, а в 2009-м был назван самым перспективным актером Бродвея, а также премирован в номинации «Лучший прорыв».

— Вы видели работу конкурентов, в смысле спектакль с Рэдклиффом? — интересуюсь у Филонова.

— Нет.

— А знаменитый фильм, поставленный по пьесе?

— Картину видел, но, — предвосхищает Владимир Федорович следующий вопрос, — у нас совершенно другой жанр. Фильм явно тяготеет к мелодраме, а у нас фантасмагория — на грани смешного и трагичного.

— В британской постановке Рэдклифф шокировал зрителей, появившись на сцене полностью обнаженным. Родители даже заявили протест, пригрозив запретить своим детям смотреть его фильмы.

— У нас тоже есть в спектакле достаточно откровенные сцены. Без этого в такой пьесе не обойтись, она требует предельной честности и в то же время смелости от актеров.

Но на крайности челябинцы не пошли. Тем не менее им удалось пробалансировать на весьма тонкой грани. Вероятно, потому что цель у ребят была несколько иная — не шокировать публику, а «вытащить» на искренний глубокий разговор о себе самих.

Ученические проблемы

Безусловно, пьеса оказалась трудным орешком для непрофессионалов. К тому же не стоит забывать, что помимо сценических задач режиссер решал и ученические. Тем не менее сразу три дебюта случились на премьере. Андрей Лишаков исполнил роль доктора Дайзерта, Ольга Летвякова дебютировала в роли судьи, наконец, первую большую роль получил Нурлан Садыков (на снимке).

— В принципе этот спектакль и делался на него, — признался постановщик. — Нурлан, кстати, и сам буквально схватился за эту роль. Мне кажется, у него много каких-то личных пересечений с персонажем. К тому же он сам по себе, может в силу национальных особенностей, держится несколько особняком. А эта черта как раз самая характерная для главного героя.

В любом случае учатся на чем-то большом, и в этом отношении «Эквус» просто кладезь сложностей: психологические перипетии, философские размышления о сути жизни, религиозные споры. К тому же материал требует особого подхода и особых знаний, в том числе психотерапевтических. Конечно, справиться с такой горой проблем у всех получается по-разному. Однако уже тот факт, что сегодня, когда большинство занято погоней за материальным благополучием и успехом, у молодых людей еще остается желание заглянуть внутрь себя, вызывает уважение. Словом, «правильным путем идете, товарищи!»


Основной вопрос — как найти гармонию, равновесие между рассудочным и природным началом в человеке


Виктория ОЛИФЕРЧУК
Фото Андрея ЛИШАКОВА