Меню

Проснись и пой вместе с «Царицей»!

29.04.2011 15:43 33 (11440)


В Челябинск приехала народная опера

Такого Челябинск еще не видел! 400 костюмов, 19 тонн декораций, четыре фуры, груженные доверху, шутка ли — одних свечей только 700 штук! «Геликон-опера» привезла на Южный Урал самую грандиозную постановку во всей России. Говорят, кто ее хоть раз услышит, уже не забудет — мелодии запоминаются буквально влет. Авторы придумали своему творению новый жанр — открытая опера, в том смысле что понравится всем — и любителям, и профессионалам.

Культуру — в массы!

Музыку к опере сочинил известный композитор-песенник Давид Тухманов (кстати, страстный и давний поклонник этого классического жанра). Некоторые критики прочат новой постановке судьбу опер Верди, которые в свое время разлетелись на цитаты, известные до сих пор.

— Когда только начинали работать, были определенные сомнения, — признался дирижер-постановщик «Царицы» Константин Чудовский. — Поскольку Тухманов все-таки композитор не оперный. Никто не знал, чего от него ждать. Давид Федорович присутствовал на всех репетициях и каждый раз приносил что-то новенькое. Репетировали взахлеб, причем арии из оперы распевали буквально все — от оркестрантов до вахтеров. Очень мелодичная музыка, легко «ложится» на слух, легко запоминается.

Именно это в первую очередь дает возможность авторам называть свое творение «открытым» — в смысле понятным для всех и приятным во всех отношениях. Издавна оперное искусство считалось элитарным, искусством для избранных. И тот же Верди в свое время боролся за то, чтобы приблизить оперу к массам. Тухманов подхватил инициативу своего великого предшественника.

— Музыка написана очень просто, кстати, по этому же принципу сочинял свои мелодии Верди. Затем уже оперное искусство пошло по пути усложнения музыкального языка. А Тухманов решил вернуть оперу людям. И похоже, ему это удалось, — считает Чудовский.

Настоящее зрелище

Итак, проблема со сложностью музыкального текста решена, как, впрочем, и еще один вопрос — финансовой поддержки. Публика провинциальных театров давно уже привыкла к разного рода «бедным» постановкам и постоянным оговоркам, что нет денег, кризис и прочее. Это не тот случай. «Царица» выступает действительно по-царски. Помогли ей в этом фонд просвещения «МЕТА» и финансовая корпорация «УРАЛСИБ».

— Мы специально договаривались с Екатерининским дворцом, чтобы сделать съемки, и декорации полностью воспроизводят интерьер дворца. Костюмы также полностью соответствуют эпохе, — сообщила журналистам председатель правления фонда просвещения «МЕТА» Валентина Сигаева.

Впечатляют даже цифры: 400 костюмов, 700 свечей, десятки зеркал, три бальных сцены, причем совершенно разные. Артистам приходится переодеваться в течение действа по нескольку раз.


«Репетировали взахлеб, причем арии из оперы распевали буквально все — от оркестрантов до вахтеров».


— За 40 секунд нужно натянуть парик, чулки, застегнуть все пуговицы, завязать ленточки. Все рассчитано по секундам. И я знаю, что, если оркестр будет играть чуть-чуть быстрее, артисты просто не успеют к выходу на сцену, — разводитруками дирижер.

Хор, как и положено, не только поющий, но и массовый и к тому же танцующий.

— Наш хор не зря называют «поющим балетом», вот увидите, что хористам приходится делать на сцене, — заинтриговал Чудовский.

Три в одной

Музыкальная история повествует о жизни и судьбе величайшей русской царицы, которую современники именовали не иначе как «владычица полумира», а историки называли ее жизнь «духовным странствием». Правда, места духовным исканиям в опере не нашлось, их заменили любовные страсти и взаимоотношения с тремя фаворитами: графом Григорием Орловым, князем Григорием Потемкиным и князем Платоном Зубовым. Три этапа жизни, три любовные истории проживают на сцене сразу три исполнительницы: Елена Семенова, Елена Михайленко и Ксения Вязникова. Кстати, первые две — наши землячки, выходцы из магнитогорского театра.

— Моя героиня совсем юная, жизнерадостная, в чем-то наивная. Конечно, мы все разные, но наших героинь объединяет любовь, — рассказывает исполнительница роли немецкой принцессы, только возведенной на русский престол, Елена Семенова.

— Екатерина меняется не только внешне, голос тоже меняется, становится более насыщенный, усиливается тембр, — подхватывает эстафету Елена Михайленко.

— В последний раз хористки мне сказали: «Мы даже не замечаем, когда вы поменялись». Это говорит о том, что мы все-таки сблизились, — завершает Ксения Вязникова, старшая Екатерина, уже Великая и уже императрица.

Сюрпризы

Несмотря на размах и роскошь, билеты можно было приобрести по доступной цене. Если подсуетиться заранее. Можно только воображать, сколько должны стоить билеты, чтобы опера окупила себя. Но организаторы намеренно не стали устанавливать запредельные цены, они прекрасно понимают, что подобные проекты вряд ли можно продать за полную стоимость. Для них важнее другое — чтобы как можно больше людей увидели этот замечательный проект.


Челябинск стал пятым городом, которому посчастливилось увидеть постановку. Событие стало значимым не только для нашего города, но и для всего региона, спектакль могут посмотреть жители Екатеринбурга, Тюмени, Нижневартовска.


— Цену на билеты мы всегда согласуем с театрами, пытаемся сделать ее вменяемой, чтобы билеты могли купить студенты, молодежь. В Москве мы провели благотворительную акцию для такой категории. За все время оперу уже посмотрели 20 тысяч зрителей, — рассказывает Сигаева.

Челябинск стал пятым городом, которому посчастливилось увидеть постановку. Событие стало значимым не только для нашего города, но и для всего региона, спектакль могут посмотреть жители Екатеринбурга, Тюмени, Нижневартовска. В холле театра расположилась выставка детских рисунков «Красота Божьего мира» — еще один проект фонда «МЕТА», а желающие смогут приобрести эксклюзивные изделия Императорского фарфорового завода.

Виктория ОЛИФЕРЧУК
Фото Вячеслава ШИШКОЕДОВА