Меню

Владыка Феофан:«Дозиметра для измерения уровня религиозности нет»

22.04.2011 17:02 31 (11438)


Колоритная личность нового владыки притягивает внимание общественности с момента его приезда на Южный Урал. На первой пресс-конференции архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан не ушел ни от одного, даже самого каверзного, вопроса. Напротив, заводил журналистов: «Ну, щипайте меня, щипайте». Отвечал жестко, иногда — с долей иронии.

Придется строить особняки

— Владыка, по слухам, на Северном Кавказе вы построили себе роскошные особняки…

— И в Ставрополе, и во Владикавказе, и в Пятигорске построено очень много: более ста храмов, представительства. И ни одного метра, даже сантиметра, личного. Да, покидая Северный Кавказ, я оставил хорошую резиденцию, там сейчас живет новый епископ.

— Злые языки утверждают, что миллионы рублей были потрачены на празднование вашего юбилея.

— Я очень благодарен народу Северного Кавказа за то, что достойно отметили 60-летие своего архипастыря. Ни одной церковной копейки на это не было потрачено.

— А как вы устроились в бытовом плане в Челябинске?

— Плохо. Резиденция очень неуютная. Когда захожу к себе, должен проверить, завешены ли у меня все окна, потому что с одной стороны высотное здание, с другой — жилой дом. Все просматривается. Чувствую себя не слишком комфортно. К тому же я живу в одном здании с епархиальным управлением, рядом собор. Выйдешь за порог — непременно кого-то встретишь, обязательно подходят с вопросами, проблемами. Но у меня же должно быть личное время, хочется просто воздухом подышать. Возможно, и здесь придется строить особняки.

Священники под присягой

— Владыка, скажите, почему вас перевели в Челябинскую епархию?

— Все без исключения священники, как офицеры, принимают «присягу», обязуясь служить там, где сочтет нужным правящий епископ. Перед вами сидит владыка — посмотрите мою биографию. Где я только не был — и в Иерусалиме, и в Аргентине, и в Каире, и в Дамаске, и в Магадане, и на Кавказе, а сегодня в Челябинске. Перед назначением Святейший Патриарх Кирилл (а мы с ним хорошо знакомы — я многие годы был его заместителем) сказал: надо ехать в Челябинскую епархию и наводить духовный порядок, ситуация там сложная. В церкви, как в армии, строгая дисциплина. Если владыка считает, что священнику целесообразно служить в другом приходе, значит, так тому и быть.

— Кого могут коснуться кадровые перестановки?

— Нет никакой необходимости объявлять об этом. Если я кого-то перевожу, значит, у меня есть основания. Я просто хочу, чтобы везде был порядок.

— Но ведь многие верующие привыкают к своему священнику, ходят к нему на исповедь. К вам же обращались прихожане храма Святого Богоявления в Миассе с просьбой оставить настоятеля…

— Я выслушал прихожан, но священника перевел в другой храм, строительством которого он занимался. Никто не запрещает верующим идти к своему священнику в другой храм и там исповедоваться.

— Правда ли, что в епархии намечаются сокращения штатов?

— Штат очень раздут в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. 170 человек! Никакой собор не выдержит такого количества сотрудников. Будем говорить об оптимизации. Если человек полезен, останется трудиться на своем месте, а если особой необходимости в его услугах нет, наверно, придется подумать о сокращении.

— Владыка, вы постоянно говорите о необходимости строительства новых храмов. В Челябинске уже известны адреса площадок, которые будут выделены для этого?

— Комиссия представителей городской администрации вместе с секретарем епархии отцом Игорем Шестаковым уже объезжает город, чтобы наметить будущие стройплощадки. Этим вопросом занимаемся спокойно, без суеты.

— А как решается судьба старых, разрушенных храмов?

— Будем восстанавливать, даже если они стоят в чистом поле. Это одна из приоритетных задач. Разрушенный храм — молчаливый обвинитель варварства по отношению к нашим духовным ценностям, истории, культуре, к памяти предков.

— Можете ли вы сказать, кто из руководителей города и области действительно религиозные люди?

— Не могу. У меня нет дозиметра для измерения уровня религиозности.

Детям нужен не только Куршевель

— В Челябинской области действует Русская православная автономная церковь. Готовы ли вы к диалогу с ее представителями?

— У нас есть Русская православная церковь. В автономию, в раскол, как правило, уходят амбициозные священнослужители, которые имеют какие-то нарушения, не соблюдают канонические нормы и вводят в заблуждение народ Божий. Если у них есть желание, через глубокое покаяние пусть возвращаются в лоно Русской православной церкви. В церкви нет обид, есть послушание.

— В Челябинске работает православная гимназия, но не все желающие в состоянии там учиться — за обучение надо платить. Можно ли решить этот вопрос?

— Никакие решения пока невозможно найти. Православная гимназия считается частной школой. Но в крупных городах такие гимназии должны быть. Сейчас в ряде регионов России проходит апробация по введению в программу общеобразовательных школ основ православной культуры. С 2012 года этот компонент станет обязательным для всех учебных заведений. Я планирую встретиться с министром образования области, обсудить тему. Наши дети имеют право знать не только математику и информатику, Бали и Куршевель, но и основы духовной культуры. Скажу больше, я провел переговоры с ректором Челябинского государственного университета, и мы договорились о создании теологического факультета. Со временем откроем в Челябинске духовную семинарию. Конечно, для нее нужно здание.

— В соседнюю Свердловскую область охотно едут паломники. А разве в Челябинске нет святых мест, куда могли бы приехать верующие? Не собираетесь развивать это направление?

— Туристическим бизнесом не собираемся заниматься. Но думаем о приобретении большого автобуса для поездок людей Божьих по святым местам. Нам интересно это направление в просветительском плане.

Наталья ФИРСАНОВА