Меню

В фестивальном полку прибыло

22.04.2011 16:47 31 (11438)


Студенческие и любительские коллективы собрались под знаменем «TeArTа»

Областной центр обзавелся новым студенческим конкурсом театральных коллективов. Инициатором выступила академия культуры, в которой наконец-то озаботились проблемой трудоустройства выпускников-театралов. Каждый год ровными рядами стены родной альма-матер покидают молодые артисты с большими талантами, но, увы, маленькими шансами трудоустроиться по профессии. Поэтому в академии и затеяли своеобразную актерскую биржу, где будущие Смоктуновские смогут себя показать, а режиссеры и директора театральных коллективов — на них посмотреть и, может быть, даже пригласить кого-нибудь после окончания вуза на работу.

На самом же деле по ходу дела смотр превратился в настоящий фестиваль не только студенческих, но и любительских трупп: из 15 постановок лишь шесть были учебными показами, остальные — любительские спектакли. В качестве приглашенных гостей прибыла французская делегация. Иностранцы показали моноспектакль и провели мастер-классы с челябинскими студентами, что вызвало большой интерес. К слову сказать, несмотря на довольно плотный фестивальный график и учебный процесс, который никто не отменял, залы и учебные аудитории всегда были полными.

— Можно поздравить всех с хорошим началом, — прокомментировал член жюри фестиваля театральный критик Владимир Спешков. — Считается, что если хотя бы один спектакль оказался интересным, то фестиваль можно назвать удачным. Здесь мы увидели сразу несколько работ, которые привлекли внимание и стали настоящими событиями.

1. Открытие

Самым ярким коллективом, претендующим на статус театрального открытия, стал Честный театр «Рупор». В афишке значилась московская прописка, хотя на самом деле его участники — выходцы все той же челябинской академии. После окончания вуза они отправились по традиционному маршруту — искать счастья в Златоглавой, в результате обрели друг друга и, объединившись под режиссерской рукой Семена Филиппова, сделали первую совместную работу «Простое как мычание». Литературно-музыкальная композиция на тему поэзии Серебряного века, навязшей в ушах со школьной программы, оказалась на удивление неожиданной по ракурсу и подаче. Премьеру сыграли в феврале в столице, а теперь отметились и в родных пенатах.

— Когда видишь в программке такой жанр, как литературно-музыкальная композиция, меня лично это настораживает, поскольку традиционно ожидаешь некое вялотекущее и скучное действо, — признался Спешков. — Здесь мы увидели очень энергетичный спектакль. Ребята нашли потрясающий материал, хотя тема перерыта вдоль и поперек, они откопали какие-то небанальные вещи из мемуаров, переписки, которые не на слуху. Интересен и сам подход к материалу — это своеобразный мост между той эпохой и современностью. И они очень точно уловили дух мальчишества, максимализма. Конечно, работу еще нужно довести до ума, подчистить, но сама заявка весьма впечатляющая.

В результате — Гран-при и самые бурные аплодисменты коллег, педагогов и поклонников.

2. Событие

А вот в номинации «Лучший спектакль» победили самые младшие — второкурсники из Екатеринбургского театрального института лихо обошли более взрослых соперников и хозяев фестиваля — студентов третьего и четвертого курсов челябинской академии. Соседи привезли на фестиваль спектакль «Чморик» в постановке руководителя курса Андрея Русинова. Четыре «академических» постановки уступили единственной привозной.

К сожалению, получилось, что на первом фестивале было представлено всего две актерских школы — челябинская и екатеринбургская. Но в следующий раз организаторы планируют «разбавить» контингент и пригласить гостей из Санкт-Петербурга и Магнитки. На любительском поле тоже не обошлось без событийной работы. Наибольшее число лестных отзывов жюри собрал спектакль «ЛБВЬ» молодежной студии «Манекен».

— Я считаю, что это вообще самая лучшая работа на фестивале, — признался председатель жюри, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства Григорий Козлов. — Актриса Наталья Широкова вполне может работать на профессиональной сцене.

3. Неожиданность

На удивление любители в этот раз проявили гораздо большую активность, чем будущие профессионалы. Как раз в этой сфере наблюдалось большее разнообразие как в географии — Усть-Катав, Златоуст, Миасс, только из Челябинска показались сразу шесть любительских студий, — так и в формате — народные театры, студийные, студенческие, просто молодежные и даже театр одного актера. Заметно отличались также представленные жанры — от мюзикла до моноспектакля — и уровень — от совсем самодеятельного до вполне профессионального.

— Самой большой неожиданностью был тот факт, что любительский театр, оказывается, жив! — поделился впечатлениями Владимир Спешков. — Причем появляются какие-то новые формы. Например, коллектив Свято-Симеоновского собора представляет собой некий образец проповеднического театра. Почему бы нет?

На самом деле детско-юношеский театр «Белая птица» существует в нашем городе уже шесть лет. Здесь занимаются дети с самого юного возраста до 20 лет. По большому счету, это сразу три актерских группы, разные по возрастному цензу, но объединенные одной целью.

— Нужно дать детям и молодежи возможность проявить себя, — поясняет руководитель коллектива Елена Садовникова. — Мы принимаем всех желающих, никакого отбора нет. Даже если к нам приходят детки с дефектами речи, другими проблемами, мы не отказываем. Конечно, первые два года им очень сложно, но потом они раскрываются. И это дорогого стоит.

Именно на конкурсе «Белая птица» сыграла премьеру спектакля «Портрет души», поставленного по притче нашего земляка Владимира Словцова (на снимке вверху).

4. Гвоздь программы

Изюминкой фестивальной программы в плане развлекательного времяпрепровождения с пользой для дела стало выступление квинтета молодых актеров из Екатеринбургского театра драмы. Кстати, воспитанников все того же Русинова. Правда, перед челябинскими зрителями ребята предстали вчетвером, но это ничуть не испортило впечатления. Зато наглядно подтвердило то, о чем говорил Андрей Иванович на своем мастер-классе по актерской песне. К сведению: еще будучи на втором курсе, Родион Андросов, Василий Бичев, Иван Виненков, Игорь Кожевин, Илья Порошин стали лауреатами фестиваля юмора и эстрадного искусства «Ялта — Екатеринбург — транзит» под председательством Аркадия Арканова. Позже отметились на конкурсе Андрея Миронова в Москве, получили Гран-при телевизионного форума «Песня не знает границ», их даже пригласили на юбилей Караченцова в «Ленком», чтобы украсили праздник. Даже в Москве таких ребят не нашлось. И неудивительно. По нынешним временам достаточно сложно найти пару-тройку, а тем более пятерку артистов, с одинаковым мастерством владеющих голосом, музыкальным инструментом, собственным телом и психикой. Добавьте изрядную долю юмора и многоголосие, уступающее хору Турецкого лишь в количестве голосов. У екатеринбуржцев все это в наличии. Первая пара аккордов, первый выстрел глазами — и зал убит наповал. Чтобы воскреснуть на следующем фестивале, который состоится через два года.

За пять фестивальных дней зрители и гости посмотрели 17 постановок. Среди участников учебные и любительские коллективы из Москвы, Екатеринбурга, Усть-Катава, Миасса, Златоуста. Гостями форума стали французские режиссеры и актриса Жаклин Жакот, исполнившая в день закрытия моноспектакль «Грязнули».

Планируют, что «TeArT» будет проводиться регулярно, раз в два года. В следующий раз организаторы обещают пригласить участников из Санкт-Петербурга и Магнитки.

Виктория ОЛИФЕРЧУК
Фото Валерия БУШУХИНА