Меню

Геракл в юбке, или кто вычистит авгиевы конюшни?

20.04.2011 16:31 30 (11437)


В Челябинском театре драмы имени Орлова смена руководства. Прежний директор — Владимир Макаров — препровожден на покой, который, к слову сказать, после бурной министерской и директорской деятельности ему придется весьма кстати. Финал вполне логичный и даже долгожданный. Хочется надеяться, что вместе с экс-начальником канет в Лету и десятилетие безвременья и скандалов, основательно подмочивших репутацию самого крупного театра области. И театр, как некий Феникс, таки возродится из пепла.

19 апреля директорское кресло занимает Елена Петрова. Выбор кандидатуры оказался неожиданным, поскольку разгребать «авгиевы конюшни» явно не женское занятие. А в том, что наследство новому директору досталось незавидное, сомневаться не приходится. С другой стороны, примеры жесткой, но женской руки тоже известны: более двух десятков лет у руля ТЮЗа стоит Роза Орлова, пару лет назад к ней присоединилась Ирина Левченко, возглавившая театр кукол. Третьей в списке стала Елена Петрова, а, как известно, бог троицу любит.

Елена Петрова

Родилась 24 марта 1968 года в г. Копейске. Образование: высшее техническое; управление государственным и муниципальным предприятием. С 1997 года — специалист референтуры заместителя главы города по социальным вопросам. В культурной сфере уже 10 лет: с 2002-го была заместителем начальника управления культуры города, руководила творческими фестивалями «Сцена-2007», «Новое кино России». В 2005-м Петрова возглавила автономное некоммерческое объединение «Центр культурно-инновационных технологий», более известное как сеть городских зрелищных касс Kassir.ru.

Один в поле — воин

С Еленой Анатольевной мы встретились еще на старом месте — в директорском кабинете Центра культурно-инновационных технологий, более известного как сеть городских зрелищных касс Kassir.ru. Хозяйка оказалась обаятельной и привлекательной.

— А я вас знаю, — улыбнулась Елена. — Вы работали журналистом на фестивале «Новое кино России», а я руководила проектом. Кофе хотите? Сейчас организуем.

Пристально смотрю на собеседницу — хрупкая женщина с копной роскошных волос, такой бы фотомоделью работать, а не завалы после коллег-мужчин разгребать. Наконец не выдерживаю:

— Вы хоть понимаете, на что подписались?

Елена на пару секунд задумалась, и лицо сразу стало серьезным.

— Сомнения, конечно, были. Я понимаю, что театр — очень сложный организм, этакий мини-завод. Возглавить коллектив в 300 человек — огромная ответственность. С другой стороны, уверена, что всегда нужно двигаться вперед. Тем более что театр я люблю и моя прежняя работа в какой-то степени была связана и с этим видом искусства, так что есть за что зацепиться.

— На кого надеетесь?

— На себя в первую очередь. Я человек по натуре трудолюбивый, действую по принципу «глаза боятся, а руки делают».

— И все-таки сражаться в одиночку всегда сложно. Надо на кого-то опереться. Придете с командой?

— Нет, одна. В театре сложившийся коллектив, свои традиции. Не считаю нужным с ходу проводить революцию. Нужно поработать с людьми, вникнуть в суть вопроса, досконально изучить процесс. А там будет видно.

Погасить запах крови

Что же, вполне разумный подход. А что насчет «человеческого фактора», который в последнее время в театре все чаще становится определяющим? К сожалению, не считаться с этой особенностью российского менталитета никак нельзя, идти на поводу — тоже ничего хорошего не получается.


— В театре сложившийся коллектив, свои традиции. Не считаю нужным с ходу проводить революцию. Нужно поработать с людьми, вникнуть в суть вопроса, досконально изучить процесс.


— К сожалению, интриги и скандалы, как правило, в большей или меньшей степени присущи всем творческим коллективам. Особенно таким большим. Особенно если они предоставлены самим себе и в них нет творческого лидера. Последняя проблема — как раз самая большая на сегодняшний день.

— Как будете решать? Уже есть кандидатуры на пост главрежа?

— Думаю, торопиться не стоит. Хотя я прекрасно понимаю, насколько этот вопрос назрел. Единственное, что успокаивает, — сезон на исходе, летом будет хоть какое-то время на размышление. В принципе мне кажется верной идея приглашать разных режиссеров, чтобы они поработали, сделали спектакль, а уж потом принимать решение. Жаль, что в театре нет попечительского совета, считаю, что некий коллегиальный орган очень бы помог в этом вопросе.

— Один ваш коллега сказал, что, если труппа почувствовала запах крови, она будет продолжать в том же духе. Как будете строить отношения с этим непростым коллективом?

— Не собираюсь ни с кем заигрывать. В конце концов, актерская труппа — одно из подразделений театра и должно работать, как и другие звенья в цепи.

«Богатая» невеста с «приданым»

— Елена Анатольевна! — наша беседа прерывается репликой с явно плаксивой интонацией, и в дверь кабинета просовывается взлохмаченная голова.

— Я занята, — прерывает «плакальщицу» Петрова, и просительница, почуяв в голосе железные нотки, исчезает.

— Считаете, женщина-директор должна обладать как минимум мужским характером?

— Не могу сказать, что характер у меня мужской, — усмехается собеседница. — Но в некоторых вопросах твердость просто необходима.

— Удалось посмотреть спектакли театра?

— Частично. Мне кажется, что сейчас в принципе мало просто хороших спектаклей. Ставят либо совсем развлекательные пьесы, либо чересчур сложные произведения. В ближайшее время займусь этим вплотную. Тем более что семьей не обременена.

— Зато обременены новой работой и «большим наследством»...

— Да, — шутит Елена. — Смешно сказать: прямо «богатая» невеста с «приданым».

— Расскажите немного о себе. Наверное, в детстве, как многие девочки, мечтали быть актрисой?

— Честно признаться, было дело. Я вообще из семьи потомственных культурных работников. Моя мама работала в Копейском отделе культуры. И я в юности собиралась поступать в институт культуры. Но мама была категорически против: «Только через мой труп!» Тогда я пошла в технари, но пела и плясала по-прежнему с удовольствием и даже попала в Екатеринбург на конкурс «Весна студенческая».

— Как известно, от судьбы не уйдешь… Чем увлекаетесь в свободное время?

— Знаете, с возрастом я вдруг поняла, что мне нравится сажать цветочки, деревца. Обожаю летом
возиться в саду. К сожалению, времени мало, да и огород далековато — в Курганской области. Так чувствую, что в этом году, в связи с переменами, он останется «под паром».

Виктория ОЛИФЕРЧУК
Фото Вячеслава ШИШКОЕДОВА