Меню

Что скрывает магазин

15.04.2011 15:56 29 (11436)


Можно ли покупателям надкусывать фрукты и надо ли взвешивать куриные яйца?

Когда открываешь дверь любого магазина, перед тобой оказываются полки с товаром, по залу ходят девушки, раскладывая продукты, а в каждом отделе находится человек, готовый оказать посильную помощь покупателю. Что происходит в магазине на самом деле и как он устроен сейчас, для многих остается тайной за семью печатями.

Когда я задумалась о поисках подработки в свободное время, подходящим для меня вариантом оказался именно магазин. Во-первых, можно работать по выходным или во второй половине дня, что дает возможность не пропускать занятия в университете. Во-вторых, стабильная заработная плата, которая включает в себя фиксированную оплату в час и получение зарплаты после пяти отработанных смен. В-третьих, мне с моими никудышными математическими способностями идеально подошла вакансия работника торгового зала и продавца. Разница между ними невелика. В первом случае ты раскладываешь товар на полки, во втором — плюс к этому взвешиваешь фрукты или колбасу.

…Когда я пришла на работу, контролер торгового зала велел идти взвешивать фрукты, дав мне в руки листок, где написаны коды того или иного товара. Я подошла к весам, и так начались мои трудовые будни. Еще в раздевалке для персонала я заметила, что лозунги, по которым живет магазин, сводятся к тому, что «Покупатель всегда прав». С одной стороны, это правильно. Так как магазин для покупателей, а не наоборот. Но с другой стороны, грубить кассиру тоже не стоит. За смену в 14 часов все устают.

Покупатели люди разные, есть среди них очень воспитанные, деликатные, добрые и отзывчивые, а есть те, что пытаются показать «кто главнее». За час работы и наблюдений я заметила следующее: частенько покупатели жалуются мне на высокие цены (могу только сочувствовать, потому что поставщиком не являюсь), бабушки сомневаются в том, что весы правильно показывают цену и вес (весы автоматические, обмануть нельзя), покупатели не завязывают мешочки (видимо, неудобно или же просто не хотят). Это, конечно, мелочи. Беда приходит, когда попадется «непростой» покупатель.

Вот, к примеру, был со мной дважды такой случай. Женщина пожилого возраста возмутилась, что в магазине нельзя попробовать, груши, попросила разрешения проверить (надкусить) и купить этот фрукт. Я согласилась. Груши ей понравились, она купила около двух килограммов, а надкусанную положила отдельно в корзинку, аргументировав тем, что съест по дороге. Часа через два груши стала выбирать другая женщина и спросила, почему порченые фрукты лежат в коробке. Я была удивлена, так как всегда проверяю товар, прежде чем поставить. Оказалось, что под «порченым» подразумевалась та самая груша, которую надкусила первая покупательница. Примерно так же вышло с молодой мамой с малышом, который неожиданно схватил яблоко и откусил. Мама сделала попытку положить фрукт обратно в коробку, но я вежливо попросила пробить чек. Она не сопротивлялась, а вечером на полке с лапшой уборщица нашла яблоко. Цена у этих фруктов невелика — около семи-восьми рублей, потому что на них была тогда акция, только проплачивать мне пришлось из своего кармана. Списать надкушенные фрукты нельзя.

Один покупатель однажды пытался взвесить у меня куриные яйца. Другие периодически рвут сетки с картошкой, свеклой, морковкой и луком, пытаясь купить лучший товар по более низкой цене (цена у фасованных и нефасованных овощей отличается). Еще покупатели возвращали иногда взвешенный товар (почему-то всегда бананы) с извинениями: «Не хватает на пиво».

Бывает так, что возле кассы раздается противный писк, означающий непроплаченный товар. Обычно подходит охранник и просит в достаточно вежливой форме показать чек и купленные продукты, чтобы сверить. Покупатель вытаскивает и называет покупки, охранник ищет строку в чеке. Может случиться так, что сигнал сработает случайно, тогда вежливо извинятся. Если же обнаружат продукт, за который покупатель не заплатил, вызывают администратора и товар оплачивается в пятикратном размере. Такое иногда случается. Однажды при мне охранник поймал девочку, которая в карманы положила несколько глазированных сырков, вызывали маму, которая и оплатила товар. Еще запомнился случай с женщиной в норковой шубке: у ней нашли дорогую колбасу и сыр, которые не были куплены.

Считается, что в магазинах беспорядок, но это не совсем так. За полугодовой опыт работы в разных магазинах города могу сделать собственные выводы. Товар выкладывается свежий и снимается заранее, если срок хранения истек. Если покупателю попадется просроченный продукт (здесь может сыграть роль человеческий фактор), политика магазинов предполагает, что покупатель может возвратить товар и ему вернут деньги. Кроме того, точно такой же он получит бесплатно в качестве компенсации.

Что касается дисциплины, то она достаточно строгая. Мне рассказали на днях случай о том, что ввели запрет на курение в магазинах. У нас в университете, к примеру, такой запрет тоже есть. Беда в том, что он не действует. Здесь же ситуация иная. Случайно увидели у кассира пачку сигарет и уволили сразу же и ее, и контролера, который поставил роспись на товаре.

Сейчас в магазинах не хватает работников — кассиров и продавцов. Зарплата небольшая, на ногах целый день — не каждый рискнет попробовать. Тем не менее для студентов дело выгодное, поскольку все ситуации воспринимаются, возможно в силу возраста, легко и заставляют скорее удивляться изменившемуся миру.

  • Продавец зарабатывает 10 700 рублей в месяц.
  • Продавец-студент за час работы получает 45 рублей (смена от 6 до 12 часов).
  • Кассир — 11 700 рублей а месяц.
  • Кассир-студент за час — 55 рублей.
  • Охранник — 10 — 12 тысяч в месяц, примерно столько же грузчики.

Ольга ШЕРСТОБИТОВА