Меню

Высокие страсти на почве высокого искусства

13.04.2011 16:04 28 (11435)


Театр драмы вновь остался без руководителя

За последние три года уже второй худрук академической драмы подает в отставку. Ситуация во многом повторяется: массовые собрания, взаимные обвинения, вотум недоверия, с той лишь разницей, что в случае с Гурфинкелем (первым неудавшимся худруком) ему в укор была вменена немаленькая сумма долга, в «литовском варианте» претензии сведены к «недостойному» уровню предлагаемого к постановке репертуара и скверному характеру постановщика. Тем не менее финал один: благородный жест со стороны проигравшего — добровольный уход и скандал вдогонку от победителей.

Сдержать эмоции не удалось и на этот раз: премьерный показ был омрачен материальными претензиями. Перед спектаклем Зайкаускас объявил во всеуслышание, что ни ему, ни художнику, ни сценаристу не выплатили гонорар за постановку.

— Я пошел театру навстречу: не стал дожидаться окончания сезона и уволился по собственному желанию. Надеялся, что удастся расстаться по-человечески, — объяснил свою позицию режиссер.


Линас Зайкаускас был приглашен руководством челябинского театра драмы в апреле прошлого года. За время пребывания в должности главного режиссера поставил четыре спектакля: «Кавказский меловой круг», «Лавина», «Наташина мечта» и «Для чего часам стрелки?»


У театра своя правда: не составлен акт сдачи-приемки работ, спектакль не имеет паспорта, зато имеются проблемы с пожарной безопасностью. Странно, что все это выясняется накануне премьеры, хотя по закону без сдачи акта спектакль к показу на публику не должен быть допущен. В понедельник руководство театра уже оплатило гонорары. За два выходных дня ему удалось решить все проблемы. В данной ситуации заложниками стали зрители и актеры, которым столь высокие страсти, бушующие в коллективе, совсем не помогали творить высокое искусство на сцене.

Стрелки оказались не нужны

Последней работой литовского режиссера на челябинской сцене стал спектакль «Для чего часам стрелки?», премьера которого состоялась в минувшую пятницу. Сценарий написан поэтом, драматургом и переводчиком Виталием Асовским на основе рассказов известного киносценариста Тонино Гуэрры. В этой работе Зайкаускас выступил не только режиссером, но и соавтором.

— Я придумывал сюжетные ходы, а Виталий занимался диалогами. В результате у нас получилась своя история. От первоисточника в ней осталось мало, разве что дух, атмосфера, колорит, — считает постановщик.

Для Зайкаускаса это не первая постановка собственного опуса. Впервые пьеса вышла на подмостки еще в конце 90-х в Русском драмтеатре в Вильнюсе.

— Тогда эта работа принесла мне много радости. Спектакль побывал на нескольких фестивалях, достаточно долго продержался в репертуаре, а когда его собирались закрыть, тамошняя пресса окрестила постановку «легендарной». Согласитесь, это приятно.

— Почему выбрали именно эту пьесу для завершения челябинского этапа?

— Хотелось сделать подарок старшему поколению зрителей и старшему же поколению артистов, с которыми мне было приятно работать в этом театре.


В основе постановки лежит пьеса «Берег неба», написанная поэтом, драматургом и переводчиком Виталием Асовским в соавторстве с режиссером-постановщиком Линасом Зайкаускасом. Странная пьеса о чудаках, приручивших смерть.


«Старая гвардия» играет старичков-итальянцев, о существовании которых в пылу войны и бурной послевоенной жизни мир просто позабыл. А они живут, радуясь случайной песне дрозда, листопаду и даже приходу смерти. Ведь в понимании истинно верующего человека это всего лишь переход в иной мир, без боли и страданий.

— Все боятся смерти, а мы, живущие в XXI веке, еще больше боимся, избегаем даже упоминания о ней. Называем ее «небытием» и тому подобным. А эти старики, ходящие по грани, практически приручили смерть, как какое-то домашнее животное, кошку или собаку. Это удивительно!

Спектакль более атмосферный, нежели событийный. Явно прослеживается стилистика фильмов Феллини: нарушение структуры сюжета, переплетение реальности и мечты. Осень воспринимается не как время года, а как итог жизни, а стрелки часам нужны разве затем, чтобы поторопить конец. В свете последних событий в театре спектакль прозвучал весьма символично.

Сабля на память

В отличие от более удачливого предшественника — Владимира Гурфинкеля, продержавшегося в кресле худрука три года, — Зайкаускасу срок сократили ровно в три раза. За это время режиссер успел поставить четыре спектакля: «Кавказский меловой круг», «Лавина», «Наташина мечта» и «Для чего часам стрелки?». К слову сказать, на фоне общей тенденции явного уменьшения числа премьерных работ театр драмы выглядит буквально передовиком производства. Другой вопрос, что челябинской публике литовская режиссура не совсем пришлась по вкусу, а челябинским артистам еще меньше понравился литовский метод работы. Выполнил режиссер свои обещания в части фестивальной программы — «Наташина мечта» отметилась на конкурсах в Литве и Белоруссии. В плане знакомства с творчеством коллег из ближнего и дальнего зарубежья тоже кое-что Зайкаускас успел сделать — пригласить на постановку Ярослава Федоришина из Львова. Все остальные планы, судя по всему, будут воплощаться уже на новом месте.

— Постановки Виктюка, Ворона, Латенаса — все это просто переносится в Ульяновск, в областной драматический театр имени Гончарова, куда меня пригласили на работу, —Зайкаускас явно не собирается отказываться от задуманного. — Недавно мне сообщили, что Виктюк определился с выбором, он будет ставить «Коварство и любовь» Шиллера. Плюс, насколько мне известно, в Ульяновске намечены два фестиваля, которые мы будем проводить. Очень надеюсь на поддержку тамошнего губернатора, поскольку наслышан, что он как раз неравнодушен к искусству, регулярно посещает театр и принимает участие в его судьбе, например, на губернаторские субсидии в прошлом году в Турции отдохнуло 37 артистов.

— Как вы думаете, после отъезда ваши работы останутся в репертуаре челябинского театра?

— Насколько мне известно, «Кавказский меловой круг» и «Наташину мечту» уже сняли, как, впрочем, и федоришинскую «Песочницу». Это связано в первую очередь с отъездом артистов — Александр Тихонов уже работает в Тюмени, а Марина Карцева уезжает со мной в Ульяновск.

— Спектакль «Наташина мечта» должен был весной принять участие в еще одном фестивале. Также вы планировали гастроли с челябинской труппой в Израиль.

— «Наташина мечта» в мае уже отправится в Албанию, потом предстоят поездки в Македонию, Польшу, а также планируем съездить на фестиваль в Ганновер. В Израиль мы должны были поехать с последней работой — «Для чего часам стрелки?». Посмотрим, может, что-то успеем сделать взамен.

— Что у вас останется на память о Южном Урале?

— Увожу с собой прекрасную саблю, сделанную златоустовскими мастерами, которую мне подарил художник Тимур Дидишвили.

Виктория ОЛИФЕРЧУК
Фото Александра АНУФРИЕВА
Фото Вячеслава НИКУЛИНА