Меню

Предчувствие неба

13.04.2011 15:43 28 (11435)

2011-й год объявлен в стране Годом космонавтики. В свете важного юбилея общественное внимание переключается на космонавтов и летчиков. И чуть ли не впервые после долгого перерыва разговоры в СМИ об авиации стали приобретать слегка романтический оттенок, а не привычный дежурный или скандальный. А можно ли без этой самой романтики обойтись в эпоху тотального прагматизма? Проректор ЮУрГУ Владимир Майоров убежден: без влюбленности в авиацию стать летчиком или космонавтом невозможно.

В кабинете проректора на стенах повсюду самолеты. В рамочках.

И беседуем мы о любви к авиации, которая раньше приходила к мальчишкам, а теперь вот не приходит. Почему, Владимир Иванович?

— По многим причинам. Может быть, слишком свежи были успехи страны в космосе и авиации 50 лет назад. Космонавтом стать мечтал каждый школьник. Были условия для воспитания, соответствующая среда. Я помню из своей юности, в городе работали по воскресеньям школы юных пилотов и юных космонавтов. Где сейчас органный зал, там находился планетарий, и там стоял самолет ЯК-18. И вот мы в ЮУрГУ решили привлекать молодых в авиацию.

Создаем клуб юных пилотов при факультете предвузовской подготовки.

— То есть вуз фактически станет готовить для себя будущих студентов?

— А разве стране авиаторов не надо? Правда, пока желающих немного. Почему ребята 9 — 10-х классов осторожничают? Так ведь нужно во всем разбираться, знать физику. От слова «аэродинамика» некоторым становится скучно. А наша задача — пробудить интерес.

— Говорят, что сегодня космосом или авиацией никого не удивишь. Что-то же все равно привлекает?

— Материальная сторона — не последнее дело. Бортпроводница самолета может семь лет налетать и в 40 — 45 лет отправиться на пенсию. Стюардессы успевают посмотреть весь мир, при этом имея зарплату 30 — 40 тысяч рублей. Сегодня парня можно удивить тем, что пилот боинга А-310, А-319 получает зарплату около 200 тысяч рублей. А нам надо готовить пилотов с новой философией, с новым уровнем подготовки.

— Если я правильно понял, в вашем вузе решили готовить настоящих летчиков, а не только школьниками заниматься?

— Сегодня на аэрокосмическом факультете мы готовимся к лицензированию специальности «Летная эксплуатация воздушных судов», что подразумевает подготовку пилотов. По этому поводу ведутся переговоры с руководством Росавиации. Перед вузом стоит цель открыть специальность «пилот», потому что потребность в этих специалистах огромна. Сегодня авиаучилищ по подготовке пилотов с высшим образованием всего два. В Санкт-Петербурге и Ульяновске. В эту компанию попадет и Челябинск. А пока средний возраст пилотов в гражданской авиации около 50 лет. В Сибири успешно сел Ту-154 на заброшенный аэродром Кижма. Знаете почему? Два командира было. Потому что нехватка вторых пилотов. А два командира сделали невозможное.


«Знаете, почему в Сибири Ту-154 успешно сел на заброшенный аэродром Кижма? Потому что на борту два командира было! Вторых пилотов нехватка...»


— Страна отмечает День космонавтики. Наверняка ваш вуз не останется в стороне.

— У нас прошла конференция, посвященная этому событию. Также на базе нашего университета проводится Городской открытый фестиваль технического творчества, в ходе которого пройдут соревнования по авто- и авиамодельному спорту, радиотехнике, информатике и программированию. Совместно с Общественным советом при ГУВД по Челябинской области объявлен конкурс детского и молодежного творчества «Звезды зовут». В конкурсной программе несколько номинаций: живопись, фотография, авторское творчество (рассказ, поэзия, статья).

В сентябре-октябре ребята, которые посещают факультет предвузовской подготовки ЮУрГУ, ездили по знаменитым местам, связанным с российской космонавтикой. Стартовали в Жуковском, заезжали на Байконур, проехали по центрам, где ведется подготовка космонавтов, по базовым площадкам.

— Челябинская область не далека от космонавтики. Все-таки два космонавта из наших мест. А какие сегодня существуют связи с настоящим космосом?

— Сейчас в Амурской области строится новый космодром. Для него мы сейчас готовим специалистов. И наши выпускники там работают. Недавно там проводился молодежный конвент. Смысл его в том, что молодые ученые и юные изобретатели представили свои инновационные решения и изобретения как раз по ракетно-космической тематике, освоению космического пространства и так далее. Мы сотрудничаем не только с космодромом как таковым, но и с Амурской областью в деле участия в программе космодрома «Восточный». Это относится и к городу Благовещенску, и к городу, который будет построен рядом с космодромом.

— Можно ли надеяться, что в Год космонавтики наконец-то появится в мальчишках чувство неба, желание стать космонавтом?

— Пока мы надеемся на предчувствие. Но и ради этого стоит работать.

Сергей ТАРАН

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»