Меню

В Челябинск приезжает «Её Величество»

08.04.2011 16:40 27 (11434)


Екатерина Великая споет с имперским размахом под музыку Тухманова

Разговор о необходимости приблизить оперу к массам начался еще со времен Верди. К этому были устремлены все новаторские идеи, режиссерские и композиторские поиски. Похоже, московскому театру «Геликон-опера» удалось совместить «две вещи несовместных» — элитарное искусство с массовым шоу.

Впервые популярный композитор-песенник Давид Тухманов обратился к такому серьезному жанру, как опера. А натолкнул его на этот эксперимент народный артист России Лев Лещенко, непосредственный исполнитель тухмановских песен. В результате появилась музыкальная история о величайшей русской царице, которую современники именовали не иначе как «владычица полумира», а историки называли ее жизнь «духовным странствием».

Правда, места духовным исканиям в опере не нашлось, их заменили любовные страсти и взаимоотношения с тремя фаворитами: графом Григорием Орловым, князем Григорием Потемкиным и князем Платоном Зубовым. Композитор изначально не ставил целью взобраться на оперные котурны и написал скорее оперетту в стиле Легара, придав ей оперную структуру. Добавил чуть-чуть от романтики голливудских фильмов 30-х годов, чуть-чуть Мусоргского в мятежных сценах, немножко от Прокофьева, еще меньше — от музыки барокко и даже джаза. В результате получился изящный постмодернистский опус, который с блеском воплотила на сцене московская «Геликон-опера».


Это опера о великой русской царице Екатерине, и в основе сюжета — взаимоотношения Екатерины II с тремя фаворитами: графом Григорием Орловым, князем Григорием Потемкиным и князем Платоном Зубовым.


Столичные критики считают, что этому коллективу нет равных ни по части постановочной изобретательности, ни в вокальных ресурсах. Говорят, что молодой дирижер Константин Чудовский все партитуры мира знает наизусть, отличается потрясающей выразительностью жеста и способен буквально творить музыку на глазах потрясенного слушателя. Хотя наблюдать за дирижером — занятие скорее для профессионалов, чем для любителей.


28 — 29 апреля, 19.00.
Челябинский театр оперы и балета.


Последним будет на что посмотреть и на сцене: роскошные приемы императорского двора, фейерверки, народные волнения, целых три Екатерины, каждая молода и хороша собой. К тому же все три певицы демонстрируют весьма недурственные вокальные данные. Словом, спектакль зрелищный, торжественный, часто озорной и азартный, но он не стремится пробудить в зрителе иные эмоции, кроме простейшей: «Мо-лод-цы!» Услышат ли заветное слово москвичи в финале, станет известно 28 апреля.

Материал подготовила Виктория ОЛИФЕРЧУК