Меню

Секрет успеха Юрия Розума: стойка на голове в позе лотоса

06.04.2011 16:44 26 (11433)


100 концертов в год, преподавательская и благотворительная деятельность плюс руководство кафедрой в Академии Гнесиных. Тем не менее пианист-виртуоз Юрий Розум уже не первый раз находит время, чтобы посетить наш город. И все благодаря детскому фонду «Андрюша» и южноуральским девчонкам и мальчишкам, которых он опекает.

— Спрашивайте, я не знаю, что вас интересует, — начинает общение с журналистами Юрий Александрович. Первый вопрос о благотворительном фонде, который организовал Розум и который успешно действует вот уже шестой год.

Благо творить

— Первой меня в этом начинании поддержала Людмила Зыкина, потом присоединились друзья и коллеги. Сейчас многие говорят о сохранении культуры, так вот я считаю, что наша культура — это наши дети. И то, что мы вложим в них, этим и будет жить вся страна. Сегодня достаточно много благотворительных фондов для сирот, больных и обездоленных. Это правильно. Но ведь таланты не меньше нуждаются в поддержке. Сам по себе талант — великая сила, которая может быть направлена как на созидание, так и иметь разрушительную силу. Наша задача — направить талант в правильное русло.

Сейчас фонд работает сразу по пяти направлениям. 50 стипендиатов фонда ежемесячно получают по две, две с половиной тысячи рублей. Другое направление работы «Дети — детям», когда с первых же минут своей творческой биографии ребята учатся благотворительности.

— Один из первых концертов мы перечислили в фонд раковых больных. И я помню, как одна девочка вполне осознанно объясняла, почему она решила принять участие в благотворительном концерте: «Нам же помогают, мы тоже хотим кому-нибудь помочь». В Женеве мы провели акцию и купили систему, которая позволяет глухим детям слышать. Вы бы видели глаза этих детей, которые впервые в жизни услышали не просто какие-то звуки, услышали музыку. На самом деле это очень важно, когда дети буквально своими руками помогают сверстникам. Поэтому то, что происходит у вас, в Челябинске, мне очень близко и дорого.

Как стать Моцартом?

— Как Вам новые законы в системе образования?

— Плохо. Если ребенок имеет талант и планирует стать профессионалом, он должен начинать заниматься профессией в пять-шесть лет. Если бы Моцарту помешали играть на фортепиано в пятилетнем возрасте, мы бы лишились Моцарта. Другой вопрос, что далеко не каждый ребенок это понимает. Я сам терпеть не мог эти занятия, спасибо родителям, это благодаря их настойчивости я стал музыкантом. В 12 лет начинать занятия хореографией поздно! Законодатели оправдываются тем, что мы, дескать, наступаем на права ребенка, заставляя его заниматься. То же самое можно сказать и по поводу детского сада: ребенок не хочет просыпаться, одеваться, идти туда, но ведь родители его ведут! Поэтому считаю, что все эти нововведения направлены на разрушение музыкальных и хореографических школ.

Стойка на голове в позе лотоса

— Как так получилось, что у такого музыканта в детстве не было слуха?

— Это родители так решили, потому что я пел очень фальшиво. Не слышал себя и совсем не владел голосом. Позже оказалось, что у меня абсолютный слух. Два педагога в четыре руки нажимали на клавиши, а я все слышал и называл. Проблемы были с другим — с трудоспособностью.

— Вы сказали, что вам не нравились занятия музыкой.

— Мало того, в шесть с половиной лет я категорически заявил родителям, что больше не подойду к роялю. Родители поступили мудро — они поменяли педагога, и я попал в класс Артоболевской. Я когда ее увидел — сразу влюбился, такое она на меня произвела впечатление. К тому же у Артоболевской своя система обучения, очень хорошая.

— Йогой по-прежнему занимаетесь?

— Конечно, каждый день, правда, мало, минут по 10.

— С чего начинается ваше утро?

— Со стойки на голове в позе лотоса.

Благие намерения

Вероятно, именно йоговская закалка позволяет Юрию Розуму выдерживать столь напряженный рабочий график и столь экстремальные подчас концерты. Челябинские организаторы решили в один вечер вместить сразу два мероприятия: шоу лауреатов премии «Андрюша-2010» и классический концерт. Намерения понятны и благородны, но результат оказался не самым лучшим. Перестроиться на серьезный лад после полуторачасового праздничного шоу не удалось не только маленьким зрителям, но и их родителям, которые шепотом продолжали обсуждать выступления своих чад, детей своих знакомых и друзей своих детей. Выдержать трехчасовой марафон неподготовленной публике оказалось не под силу. С другой стороны, некоторые профессиональные слушатели, пришедшие адресно на концерт Розума, так и не дождались выступления маэстро. Те же, кто стойко выдержал все перипетии, услышали «Лунную сонату» Бетховена, этюды и вальсы Шопена, прелюдии Рахманинова. Менее стойким меломанам придется ждать следующего приезда маэстро.

Виктория ОЛИФЕРЧУК