Меню

Окно в Европу

18.03.2011 17:33 21 (11428)


Благодаря гастролям музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко любители высокого искусства получили шанс познакомиться с современной зарубежной хореографией, правящей бал на территории всей Европы и даже Америки.

За один вечер зрителям предлагалось посмотреть сразу четыре балета, авторы которых за рубежом уже давно возведены в ранг великих:Иржи Килиан, Начо Дуато, Йорма Эло. В России, «самой балетной стране мира», эти имена до последнего времени широкой публике ни о чем не говорили. МАМТ буквально прорубил окно в Европу, первым в России заполучив их на постановку. Говорят, в Москве билеты раскупают за месяц до спектаклей.

— В России такого коллектива с аналогичной программой больше нет, — уверенно заявляет художественный руководитель балета МАМТ Сергей Филин. — Для гастролей объединили три работы в одну программу, честно говоря, думал, что актеры не согласятся, поскольку для них это большая нагрузка, но ребята восприняли идею с энтузиазмом.

Просветительская программа

— То, что вы сейчас увидите, невероятно. Я сам каждый раз поражаюсь нашим артистам, что они способны так танцевать, — Сергей Филин приветствует челябинских зрителей и напутствует напоследок: — Я советую тем, кто оказался на галерке, пересесть, чтобы лучше видеть.

Желающие перебираются ближе к рампе, и свет в зале уходит. Первым на суд зрителя представили творчество финского хореографа Йорма Эло. Черный пустой кабинет сцены и танцовщики в синих балетных трико. Одноактовка «Затачивая до остроты» на барочную музыку Вивальди и Бибера — то самое чистое искусство, о котором так много в последнее время говорят в местном театре. Бессюжетная композиция, музыка, воплощенная в танце.

— Как скучно! Какая-то физкультура, гимнастические упражнения, — бубнила зрительница по соседству, для меня же происходящее на сцене стало настоящим откровением.

Как рождается музыка? Какие картины возникают в голове музыканта, когда он играет? Вряд ли это возможно объяснить. Музыка — искусство чувственного восприятия, западные хореографы это давно поняли, а у нас все еще пытаются «поверить алгеброй гармонию». Тела танцовщиков отзывались на тончайшие нюансы в музыке, движения буквально струились, перетекая одно в другое. Классическая выучка на пару с современным мышлением дала поразительный результат.

Во втором отделении, увы, впечатление несколько ослабло. NA FLORESTA — русский дубль знаменитой постановки испанца Начо Дуато на музыку Вила-Лобоса. К сожалению, адская смесь чувственности и страсти латиноамериканцев оказалась не под силу русскому менталитету, хотя с технической точки зрения вновь все было безупречно.

Последний из постановщиков — Иржи Килиан не оставил равнодушным никого, таким образом примирив противников и поклонников современного танца. Эротическо-эстетский балет «Маленькая смерть» и гротесково-комические «Шесть танцев» на музыку Моцарта оказались самым ярким зрелищем, недаром москвичи их приберегли напоследок. Килиан пошел дальше коллег. Хореограф не стремится к пластическому аналогу музыки, а создает собственную композицию, кстати весьма театральную. Здесь пригодились и шпаги, которыми манипулируют мужчины, и платья-кринолины, которые легко оставляют тела танцовщиц, периодически прикрывая мужественные торсы мужчин, а то и вовсе «сбегают» со сцены на невидимых роликах.

Таким образом, еще три фамилии челябинские балетоманы добавили в свой список, возглавляемый Матсом Эком. Остается надеяться хоть когда-нибудь увидеть балеты Ноймайера и Форсайта.

Виктория ОЛИФЕРЧУК