Меню

Родительский гнев становится изощренней

27.10.2010 15:46 256 (11389)


Однако челябинские медики научились на ранней стадии выявлять признаки жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми — это та проблема, которая мало кого может оставить равнодушным. В последнее время в Челябинске о ней говорят много и открыто. Статистика показывает, что несовершеннолетних жертв насилия в городе становится меньше. Это, конечно, хорошо. Если в 2005 году пострадавших детей (и тех, кого избивали дома, и тех, у кого отобрали мобильный телефон на улице) было почти 2,5 тысячи, то сейчас их около тысячи в год. Однако у данной статистики есть и обратная сторона медали.

— Если количественные показатели падают, то, если можно так сказать, в качественном плане положительных тенденций пока нет, —говорит ответственный секретарь городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Наталья Шестакова. — Мы видим, что методы выплескивания гнева на ребенка становятся все более изощренными. Заметно и то, что взрослые стараются оставлять как можно меньше следов.

Именно для того, чтобы суметь на ранней стадии выявить жестокое обращение с детьми, челябинские медики прошли специальное обучение. Об этом на пресс-конференции в управлении здравоохранения рассказала главный педиатр города Наталья Рискина.

— Раннее выявление особенных признаков жестокого обращения очень важно, — отметила она. — Ведь врач — это первичная инстанция, в которую может попасть ребенок, подвергшийся насилию, и своевременное вмешательство медицинских работников может спасти его, помочь ему в дальнейшем. Зафиксировано, что дети, испытывающие жестокое обращение, хуже развиваются в психическом и физическом плане.

По словам Натальи Рискиной, чаще всего у таких детей развиваются заболевания желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Из-за хронического стресса малыши и подростки могут страдать от энуреза, так называемой медвежьей болезни, неукротимой рвоты.

Сегодня в Челябинске существует много общественных организаций, объединений и фондов, уделяющих внимание этой проблеме. Многие из них занимаются просветительской работой: издают брошюры, листовки, методические пособия о том, как предотвратить жестокое обращение с детьми, а также как определить его признаки. Материалы распространяются в органах внутренних дел, учреждениях образования, здравоохранения, социального обслуживания, в инспекциях по делам несовершеннолетних.

Кроме того, медики и общественники призывают всех горожан не быть равнодушными и обращаться в любые инстанции, если в соседней квартире постоянно слышен детский плач. Причем обращать внимание стоит не только на признаки физического насилия, но и на признаки психологического давления.

По словам заместителя начальника Челябинского управления здравоохранения по защите материнства и детства Натальи Горловой, поликлиники города организовали в этом году 494 социальных патронажа над семьями, которые являются социально неблагополучными. Даже если дети из этих семей не приходят в медучреждения, специалисты за ними все равно присматривают. На каждого из них заводится индивидуальный документ, в котором фиксируется его состояние.

Когда специалистам удается обнаружить ребенка, который подвергся насилию, начинает работать система патронирования: сотрудники комплексного центра составляют карту каждой семьи и стараются помочь несовершеннолетнему в том, в чем он нуждается больше всего. Если из-за напряженной обстановки дома он пропустил учебу, подключаются педагоги; если пострадало его здоровье, за работу принимаются медики; если у него появились комплексы или другие подобные проблемы, с ним занимаются психологи и так далее.

Если становится понятно, что ребенка нельзя оставлять в семье, его помещают в социально-реабилитационный центр и рассматривают варианты передачи в приемную семью, под опеку или на усыновление.

Случается, что возникают конфликты на почве законодательства: за последние пять лет было два судебных разбирательства, инициированных неблагополучными родителями. Социальные работники выявили семьи, в которых взрослые были алкоголиками и били детей. Главы этих семейств подавали в суд, утверждая, что была нарушена неприкосновенность их частной жизни. Но оба раза они проиграли, и детям удалось помочь. Специалисты напоминают, что в случаях, когда на кону здоровье и жизнь детей, личные тайны уходят на второй план, и в суде это признают.

— К сожалению, бывает, что приходится закрывать уголовные дела, — рассказала ответственный секретарь городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Наталья Шестакова. — Это возможно при условии примирения сторон. А запуганные дети, которые привыкли сами терпеть боль и унижение, боятся сделать больно или неприятно любимым папе и маме. Поэтому они прощают их, и какие-то претензии к родителям выдвигать уже не получается.

Отделы по делам несовершеннолетних в районных ОВД

  • Калининский район: проспект Победы, 123, телефон 774-00-34.
  • Курчатовский район: улица Пионерская, 14, телефоны: 741-18-01, 741-18-02.
  • Ленинский район: улица Нахимова, 3, телефоны: 253-38-07, 253-55-76.
  • Металлургический район: улица Дегтярева, 68, телефоны: 735-64-14, 735-65-47.
  • Советский район: улица Овчинникова, 6б, телефоны: 237-06-76, 237-90-43.
  • Тракторозаводский район: улица Шуменская, 43, телефоны: 771-79-68, 772-59-54, 771-78-72.
  • Центральный район: улица Курчатова, 26, телефон 261-10-44.

В 45 — 49 % семей, по данным МВД РФ, имеет место родительская жестокость.

2 000 000 детей младше 14 лет в России ежегодно избиваются родителями.

10 % этих детей умирают, еще две тысячи идут на суицид.

17 000 детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений.

От 30 до 50 % убитых детей погибают от рук родителей или лиц, их заменяющих.

Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершенных против них преступлений.

50 000 российских детей ежегодно убегают из дома из-за жестокости в семье.

38 % осужденных за развратные действия в отношении несовершеннолетних — их родственники.

60 — 70 % детей, которых постоянно избивают родители или опекуны, отстают в развитии, страдают различными расстройствами.

Мария ХВОРОСТОВА