Меню

Накануне «Грозы»

16.07.2010 16:46 227 (11360)


Этот год для молодёжного коллектива оказался непростым — под занавес сезона театр покинул главный режиссёр, вместе с ним ушла почти половина артистов. Однако, несмотря на все сложности, труппе удалось в короткие сроки подготовить новую работу. Первые зрители уже познакомились с премьерой будущего года. Свой вариант прочтения известной пьесы Островского «Гроза» предложил выпускник Щукинского училища Олег Иванов.

Нынешняя постановка «Грозы» в челябинском ТЮЗе уже третья по счёту. В своё время спектакль Тенгиза Махарадзе принёс труппе успех. Семь лет назад театр вновь обратился к классике, пригласив в качестве постановщика режиссёра из Златоуста Бориса Горбачевского. Новая версия представляет современный взгляд молодого поколения, пытающегося осмыслить старые истины.

Новая версия

— В процессе работы над спектаклем я больше и больше убеждался, насколько пьеса актуальна, — признался режиссёр-постановщик Олег Иванов. — В пьесе обозначены два момента напряжения — социальный и психологический, они присутствуют и у нас. И для нас было очень важно определить, как герои реагируют на это, борются с этим напряжением, пытаются вырваться и что в результате получается.

— Сейчас очень модно представлять своё видение авторского текста, новую трактовку, ведь со времени написания пьесы прошло более полутора веков.

— Для меня не было самоцелью осовременить произведение, скорее наоборот — докопаться до того, что же имел в виду автор, и передать это зрителю современным языком, так, чтобы это было узнаваемо. Ведь Островский говорит о вещах, которые присутствуют в нашей теперешней жизни: о безработице, произволе, социальном неравенстве.

— Но если вы проводите аналогии с современной жизнью, как решаете главный вопрос: почему Катерина погибает? В современной жизни вряд ли кто-то решит утопиться из-за несчастной любви. Сейчас эти вопросы решаются просто: развод — и ты свободен.

— Мы отталкивались от характера героини. Для неё жить двойной жизнью неприемлемо. Кстати, мы пытались в каком-то роде переоценить её поступок. С одной стороны, она хороший, глубокий человек, не может лгать, притворяться, но с другой — в этом тоже есть некий перекос, максимализм. Ведь жизнь состоит из компромиссов, всё-таки в нашем мире нельзя быть кристально честным. Катерина ни на какой компромисс не способна, и смерть для неё — единственный выход.

Новый режиссёр

— Как вы рискнули доверить труппу молодому неопытному специалисту? — свой вопрос адресую директору театра Розе Орловой.

— Разве это показатель? — вопросом на вопрос отвечает Роза Захаровна. — С Олегом мы знакомы, он учился в челябинской академии, работал в нашем театре, он играл в спектакле «Ночные игры» по пьесе «Дорогая Елена Сергеевна». Потом уехал в Омск, и на некоторое время мы его потеряли из виду. Но затем узнали, что Олег поступил на режиссуру в Щукинское училище, в класс Валерия Фокина. Это его дипломная работа, кстати, мастер курса обещает приехать к нам на премьеру в сентябре.

— Режиссёр сам выбрал пьесу?

— Нет, «Грозу» предложила я. Это уже третья постановка Островского в нашем театре, прежние две делали мастера — Махарадзе и Горбачевский. Но я считаю, что ставку нужно делать на молодых, у них иной взгляд, иные взаимоотношения.

Новая «Гроза»?

Молодой режиссёр предлагает зрителю осовремененную версию «Грозы». Спектакль изначально не содержит каких бы то ни было временных указателей, подчёркивая таким образом, что эта история могла происходить в любую эпоху. Постановщик заостряет внимание на внутреннем состоянии героев, их взаимоотношениях, отодвигая бытописательство автора на второй план. Тем самым пытаясь возвысить бытовую драму до уровня поэтической трагедии.

— Это современная трактовка, которая понятна и сейчас, и лет через 10, —считает актриса ТЮЗа Кира Ханжина. — Здесь важно было выразить чувства и отношения между людьми. А они во все времена остаются прежними.

Для актрисы это повторное обращение к роли Катерины. К сожалению, избежать искушения изобразить «луч света в тёмном царстве» не удалось. К тому же режиссёр и не ставил подобной задачи. Образ героини трактуется вполне традиционно — цельная личность, гибнущая в столкновении с жестоким миром. Разве что постановка подобного вопроса лишена излишней сентиментальности.

Главная тема, заявленная в спектакле, — освобождение. Каждый из героев жаждет свободы, и каждый должен в финале её получить, заплатив при этом дорогую цену. На самом деле режиссёрская идея читается лишь на судьбе Катерины, и опять же вполне традиционно — смерть приносит ей долгожданное освобождение. В остальном главная мысль обозначена лишь пунктиром: Тихон избавляется от материнской опеки, Кабаниха — от ревности и ненависти к невестке, что происходит в финале с остальными персонажами, остаётся лишь догадываться. Будем ждать премьеру. Надеюсь, что в новом сезоне зритель получит ответы на все вопросы.

Виктория ОЛИФЕРЧУК
Фото Вячеслава НИКУЛИНА