Меню

Вечер памяти Тенгиза Махарадзе

25.12.2009 16:11 171 (11304)


Ему не нравилось, когда его называли господин

В истории каждого театра есть свои легендарные личности. Для Челябинского театра юных зрителей такой фигурой стал режиссёр Тенгиз Махарадзе.

30 лет отдал Тенгиз Александрович этому театру. К слову сказать, до сих пор именно Махарадзе многие считают отцом-основателем.

Это не совсем так. Первый спектакль в ТЮЗе сыграли в 1965-м, Махарадзе появился в стенах театра в 67-м.

И тем не менее сам по себе этот факт о многом говорит.

Режиссёр, который любил театр

В холле Союза театральных деятелей накрыты столы. — Странно, — пронеслось в голове. — Почему не в ТЮЗе? — отмахнувшись от назойливой мысли, подхожу к директору театра юных зрителей Розе Орловой, чтобы выяснить, чья была идея провести вечер памяти.

— Это не мы проводим, — пожимает плечами Роза Захаровна. Оказалось, секция критиков СТД проявила инициативу.

— Странно, — опять промелькнула та же мысль. Хотя в принципе ничего нелогичного в этом нет.

Именно критика может дать оценку творчества художника. И всё же, всё же… На стойке — фотография Тенгиза Александровича, заботливо поставленная так, чтобы всем присутствующим было заметно.

— Это из архивов ТЮЗа?


— Нет, это актёры из Верхнего Уфалея с собой привезли. — И вновь в мозгах прозвенел всё тот же рефрен.


Махарадзе руководил ТЮЗом с 1967 по 1997 год. «Человек сложный, с неоднозначными взглядами на театр, впрочем, как любая твор-ческая личность», — характеризует Махарадзе директор театра юных зрителей Роза Орлова.

Махарадзе ушёл с поста главного режиссёра, когда понял, что театр перестал соответствовать его убеждениям. Или он сам перестал устраивать этот театр.

В любом случае поступок говорит о большой ответственности, мужественности и любви к театру. Согласитесь, на такое способен не каждый.

Махарадзе уезжает в Верхний Уфалей и начинает работать в непрофессиональном театре. Ещё один значимый шаг.

Благодаря Тенгизу Александровичу верхнеуфалейский «Вымысел» вышел на новый уровень, а большинство артистов получило профессиональное образование. И хотя Верхнему Уфалею мастер посвятил всего лет шесть, там до сих считают его «своим» режиссёром, на вечер памяти уфалейцы приехали целой группой.


— С его стороны это был жест доброй воли, — считает художественный руководитель театра «Вымысел» Дмитрий Фоминых. — В то время Тенгиза Александровича уже меньше интересовала непосредственно постановка спектаклей, гораздо больше внимания уделялось воспитанию человека искусства. Благодаря его личности наш театр развивается до сих пор. 

День рожденья — грустный праздник

21 декабря у Тенгиза Александровича день рождения. Ему могло бы исполниться 72 года.

Не случилось. И эта дата стала днём памяти.

На вечер собрались коллеги и друзья, те, кто помнит. И наверное, уже не столь важно, кто предложил этот вечер провести, главное, что присутствующие говорили о Нём.


— Махарадзе был из тех режиссёров, которые приходят в театр как в родной дом, — считает председатель секции театральных критиков Владимир Спешков. — Он оформил собственную художественную систему, вырастил своих актёров и всегда стремился к тому, чтобы на подмостках были представлены лучшие образцы мирового театра.

В его время репертуар театра был разнообразнейший: это и комедия дель арте, и русская драматургия, японский, индийский, европейский театр от «Гамлета» до современных пьес и, конечно, детские постановки. Тенгиз Александрович был абсолютно неутилитарным художником, его интересовало прежде всего высокое искусство.


Всего в послужном списке режиссёра Махарадзе около 120 спектаклей.



Благодаря Махарадзе в театральной афише ТЮЗа появились имена Брехта, Метерлинка, Кальдерона, Лорки. Постановки 60 — 70-х годов вошли в золотой фонд театра: «Гроза» Островского, «Обыкновенная история» Гончарова, «Глоток свободы» Окуджавы — спектакль, который через 11 представлений закрыл обком партии. Всё это было почти зеркальным отражением репертуара молодого «Современника» в Москве.


Будучи учеником знаменитой Марии Кнебель, много и с удовольствием ставил для детей: «Дюймовочка», «Приключения Алисы», «Конёк-горбунок», «Золушка».


Особый талант режиссёра — позволить другим творцам реализовать свои замыслы.



— У него было своё представление о детс-ком театре, — вспоминает директор ТЮЗа Роза Орлова. — На первый план выдвигалась задача формирования личности ребёнка.

Давно известно, что для детей нужно играть лучше, чем для взрослых. Если взрослый зритель может оправдать происходящее на сцене, дофантазировать, то ребёнок воспринимает спектакль интуитивно, детей не обманешь.


— Спектакль «Малыш и Карлсон» прошёл у нас 400 раз, — рассказывает актёр ТЮЗа Борис Черев.


— Больше! — поправляет коллегу с места бывший «Карлсон» Вадим Симонов.


— Правильно, — соглашается Черев. — Потому что спектакль списали, а зрители потребовали его возобновить, мы восстановили и сделали ещё порядка 200 выходов.


В этот вечер никто не стоял на сцене, не было никакого сценария, помпезных речей, присутствующие говорили о том, о чём в своё время не успели сказать, делились воспоминаниями.


Он стремился, чтобы на подмостках театра были представлены лучшие образцы мирового театра.



— Тенгиз Александрович, грузин по происхождению, по сути был русским человеком, — утверждает Тамара Либерман и тут же поясняет свою мысль. — Как вы помните, он уезжал в Грузию, но через непродолжительное время вернулся.

Ему не нравилось, что в тамошнем театре все сотрудники, от вахтёра до актёра, называли его «батоно» — господин.


— Как человек он бывал очень резким, — продолжает тему бывший актёр ТЮЗа Вадим Симонов. — На репетициях бил стаканы, но по натуре был очень добрым. И с этой добротой творил все свои спектакли.


Всего год, как Тенгиза Александровича не стало. Интересно, что актёрская встреча состоялась именно в день рождения мастера, а не в день его смерти. И хочется видеть в этом начало доброй традиции.

Подготовила Виктория ОЛИФЕРЧУК