Меню

Долгобродский долгострой

18.09.2009 16:46 143 (11276)


Почти три месяца назад челябинские средства массовой информации, ссылаясь на министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, протрубили о скором запуске Долгобродского водоканала. Пробный пуск 2,5 кубометра воды вроде бы и в самом деле состоялся, и, как говорят, даже успешно: вода из Долгобродского водохранилища дошла до Аргазей. Однако известно это стало из неофициальных источников. Открытых заявлений областных чиновников на данную тему в прессу не поступало, что могло свидетельствовать о полном провале миссии. Желая прояснить ситуацию на месте, корреспонденты газеты «Вечерний Челябинск» отправились на экскурсию по Долгобродскому каналу.


Тракт подачи воды из Долгобродского в Аргазинское водохранилище в обход озера Увильды — открытый канал, включающий в себя переходы через дороги и газопровод Челябинского промышленного района. Звено в комплексе гидротехнических сооружений по переброске части стока реки Уфы в Миасс.

Планируемая подача в Челябинский промышленный район — 130 миллионов кубических метров воды в год. Длина обходного канала — 21,5 километра, глубина — от четырёх до десяти метров, пропускная способность — до восьми кубометров в секунду.

Строительство канала началось в 1992 году.


В поисках живой души


Целью нашей поездки стал тракт на участке Кыштым — Аргази в обход озера Увильды. Его строили одним из последних в очереди.

Сопровождал нас в дороге Иван Антонович Окунев (на снимке), бывший главный инженер и заместитель директора по строительству ФГУ «Челябгидрострой», принимавший непосредственное участие в возведении водоканала.

Уж он-то знает об этом объекте всё. Честно говоря, возникали опасения, что незваным гостям нынешние хозяева не обрадуются: всё-таки объект стратегической важности, вполне возможно, что и доступ туда для посетителей заказан.

Однако наши страхи скоро развеялись — на всём пути следования мы не встретили ни одной живой души. Это было даже странно, ведь если Долгобродский канал намерены запустить в 2009 году, то хоть какое-то шевеление на объекте должно происходить.


В то же время, судя по внешнему виду канала, здесь предстоит ещё проделать работу: необходимо очистить откосы и кое-где — русло от кустарника и молодых деревьев, уже набравших силу, на некоторых участках необходимо убрать огромные валуны, упавшие с гор. Сколько времени на это потребуется и средств, не знает даже наш «гид».

Иван Антонович недоумевает: два года назад он был уверен, что канал практически готов, оставалось сделать самую малость — очистить русло, подготовить его к пуску воды.

Тайна, раскрытая в прессе


Именно поэтому он и уволился. Заявление об уходе ему подписали 1 января 2008 года. «Я закончил все инженерные сооружения, подготовил всю проектную документацию, что мне тут ещё оставалось делать как инженеру?

Я посчитал, что выполнил свою работу. Далее надлежало только сдать объект», — рассказывает Иван Антонович.


Для совершения последнего рывка требовалось всего ничего — 16 миллионов рублей. Это капля в море по сравнению с общими затратами на строительство канала, которые, по словам бывшего замдиректора, составили порядка 600 миллионов рублей.

Однако вместо денег пришёл приказ: освободить от занимаемой должности директора «Челябгидростроя». Что послужило причиной увольнения человека, который фактически довёл объект до сдачи, неизвестно.

Но с тех пор о том, что происходит на Долгобродском канале, Иван Антонович узнаёт только из СМИ. Также от журналистов специалистам МУП «ПОВВ» стало известно о пробном пуске воды по каналу.

И это совсем дико, ведь им, как говорится, по штату положено быть в курсе таких эпохальных событий. Предприятие отвечает за подготовку и доставку воды до конечных потребителей, то есть до нас с вами.


Поверхностные воды везде разные. Смешение же их может привести к непредсказуемым результатам.

Таким образом, прежде чем вода из Долгобродского водохранилища хлынет в Аргази, а затем и в Шершни, не раньше чем за два месяца до этого предприятие должно провести анализ воды и подобрать необходимые реагенты для её очистки, чтобы уже очищенная вода соответствовала требованиям СанПиН. Пускать это дело на самотёк равносильно преступлению, потому что на карту поставлено здоровье людей.

Испытание водой


Сама по себе вода из Долгобродского водохранилища не вызывает опасений. Наоборот, Иван Антонович уверен, что это лучший вариант: вблизи Долгобродки нет ни одного населённого пункта, ни одного предприятия, способных повлиять на качество воды.

Но ведь ей ещё предстоит пройти длинный путь по каналу, который пролегает, в частности, через Уральские горы, а это уже чревато радиационным заражением. Опасность, конечно, гипотетическая, но всё-таки перестраховаться будет не лишним.


К тому же Иван Окунев с сомнением относится к прошедшим испытаниям. 2,5 кубометра воды, которые, по его данным, прошли до Аргазинского водохранилища, для канала, рассчитанного на восемь кубических метров в секунду, — это всё равно что проверять плавучесть корабля на берегу.

Говорить о надёжности всей системы в этом случае не приходится.

История вопроса


Долгобродский канал на самом деле — часть огромного хозяйственного комплекса, объединяющего Долгобродское водохранилище, участок переброски через водораздел рек Уфы и Кыштым, Кыштымское водохранилище, тракт водоподачи части стока реки Уфы в Миасс на участке Кыштым — Аргази в обход озера Увильды (собственно пункт назначения нашей рабочей поездки), Аргазинское водохранилище. Его длина составляет 42 километра.


Строили канал с мыслью о возможной катастрофе. Известно, что Шершнёвское водохранилище — единственный источник питьевой воды для Челябинского промышленного узла, в который входят города Челябинск, Копейск, Коркино, Еманжелинск, а также Сосновский район, то есть практически половина жителей области.


Река Миасс, зависимая от паводковых вод, в засушливые и малоснежные годы не способна обеспечить требуемый южноуральцам объём воды для питья и хозяйственных нужд. К тому же маловодные и многоводные периоды обычно чередуются.

Начиная с 1999 года Челябинская область не испытывала особых проблем с наполняемостью водохранилищ. Однако этот период может скоро закончиться.


Решение проблемы в таком случае — водная подпитка Аргазей и Шершнёвского водохранилища из дополнительного источника водоснабжения. Именно с этой целью в 1989 году на реке Уфе было построено Долгобродское водохранилище, а позже — и одноимённый канал.

Убить Увильды


Перспектива остаться без важнейшего источника жизни не такая уж надуманная, как это может показаться на первый взгляд. Южный Урал и раньше испытывал дефицит воды.

В прошлом веке было целых два катастрофических периода: в 1975 — 1976 и 1997 — 1998 годах. Спасаясь от засухи в 70-х, чиновники даже чуть было не погубили курортную жемчужину Урала — Увильды.


Несмотря на советы специалистов «не трогать» озеро, чиновники настояли на том, чтобы воду из него перекачать для нужд Челябинска, тем самым понизив уровень зеркала в Увильдах на четыре метра. По некоторым оценкам, на самовосстановление озеру потребовалось 25 лет.

Другие утверждают, что этот процесс ещё не завершён и на него уйдёт лет 100, не меньше. Самое печальное в этой истории, что помощь Увильдов Челябинску, по словам Ивана Окунева, особо не пригодилась.

Дожди спасли город от засухи, а вода из озера оказалась не у дел, лишь напитала болота.

Любовь к стройке


Долгобродский канал в его нынешнем русле хоть и уникальный (он пересекает Уральские горы и связывает Европу и Азию), но не самый эффективный из возможных путей подачи воды в Аргазинское водохранилище. Например, предлагалось пробить в горах туннель, по которому вода из Долгобродского водохранилища поступала бы в Аргази самотёком.


Однако решили пойти другим путём, более сложным, финансово затратным и амбициозным: с помощью насосной станции хотели поднять воду в Долгобродском водохранилище, пустить её в Увильды, попутно наполнив озеро, а затем в Аргази. Заодно и Кыштымское водохранилище напитать.

Этот вариант требовал больших затрат, в частности, электроэнергии. Но в советские годы не привыкли считать ресурсы.

К тому же идея строительства атомной станции в Челябинской области придавала уверенности в завтрашнем дне. В 1978 году приступили к реализации идеи, а в 1985-м закончили канал, который так и не запустили.

Экологи вступились за Увильды: смешение озёрной и речной уфимской воды грозило озеру гибелью. Тогда-то и решено было построить тракт в обход Увильдов, который и поныне то ли готов к запуску, то ли нуждается в доработке.

ДЛЯ СПРАВКИ

Аргазинское водохранилище (озеро Аргази) — самый большой искусственный пресный водоём Челябинской области, созданный в 1939 — 1946 годах на реке Миасс, на месте небольшого проточного озера, в ходе строительства Аргазинской ГЭС. Находится на территории Аргаяшского района.

Решением Челябинского облисполкома от 10 июня 1991 года Аргазинское водохранилище объявлено памятником природы местного значения. Его береговая линия за счёт регулирования уровня воды в водохранилище непостоянная, извилистая, с многочисленными заливами.

Площадь водохранилища — 113 квадратных километров, объём воды — 980 миллионов кубических метров. Водоохранная зона — 500 метров. В северо-западной части водохранилища находятся шесть островов, столько же в юго-восточной части, среди них признанный биологическим памятником природы остров Липовый.


На берегах водохранилища расположены базы отдыха. Кроме того, это популярное место рыбалки. В водохранилище водятся щука, язь, чебак, окунь, налим, сиг, судак, ёрш.

Долгобродское водохранилище было построено на реке Уфе для обеспечения водой Челябинского промышленного узла в 1989 году. Полный объём водохранилища составляет 333 миллиона кубических метров воды, полезный объём — 273 миллиона кубических метров.

Напор — 32 метра в секунду. Площадь — 35,2 квадратного километра.

Ольга ТИТОВА.
Фото Валерия БУШУХИНА.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Река Миасс — правый, самый крупный приток Исети (бассейн Тобола), основная и наиболее протяжённая водная артерия Челябинской области. Берёт начало в Учалинском районе Республики Башкортостан, у восточного склона Большого Нуралинского хребта, вблизи деревни Орловка.

Впадает в реку Исеть в 20 километрах севернее города Каргополье Курганской области. Длина реки 658 километров, площадь бассейна 21,8 тысячи километров, падение от истока к устью 508 метров.

Глубина реки меняется от 20 сантиметров на перекатах до семи метров на плёсах. В пределах Челябинской области протяжённость реки составляет 384 километра.


Воды Миасса относятся к гидрокарбонатному классу. Исключение составляет участок реки ниже Челябинска, где происходит смена класса воды на сульфатный.


Миасс подвержен сильнейшему антропогенному воздействию. Естественный сток регулируется спуском вод из Аргазинского и Шершнёвского водохранилищ.

Основными источниками загрязнения реки являются промышленные и хозяйственно-бытовые сточные воды Миасса, Карабаша и Челябинска, а также стихийный поверхностный сток с сельскохозяйственных и промышленных территорий. В районе Карабаша на Миассе расположено Аргазинское водохранилище.

Оно служит основным резервуаром питьевой воды для Челябинского промузла. Выше Челябинска объём воды в Миассе регулируется плотиной Шершнёвского водохранилища, которое является непосредственным источником питьевого и промышленного водоснабжения города.


Длина реки в пределах города составляет 36 километров. На этом участке она имеет извилистое русло с многочисленными островами, глубина меняется от одного — трёх метров на плёсах до 0,5 — 1 метра на перекатах.

Средняя ширина русла 30 — 50 метров, местами до 150 метров. На участке реки от Свердловского проспекта до улицы Кирова берега укреплены бетонными стенками, речное русло здесь искусственно расширено.


Для водоснабжения промышленных предприятий в черте города были построены плотины, организованы три пруда (у ЧМЗ, Коммунар — спущены, у ЧГРЭС — объёмом около 0,5 млн м3). Воды Миасса на территории Челябинска сильно загрязнены.

В них отмечается повышенное содержание азота аммонийного (до 30 ПДК), фосфатов (до 8 ПДК), железа (до 11 ПДК), нефтепродуктов (до 7 ПДК), наблюдается дефицит раствора кислорода, содержится сероводород. Участок реки ниже Челябинска соответствует статусу зоны экологического бедствия.

Качество воды соответствует четвёртому классу,  что характеризует  её как очень грязную.


З.КРИВОПАЛОВА, С.МОЧАЛОВА.