Меню

Пелымский и его команда

11.06.2009 16:09 107 (11240)


Театрально-концертный сезон идёт к концу, лето опустошает залы. Поэтому самое время подвести итоги и попытаться понять, что с культурой будет дальше. Начнём с филармонии. Во-первых, это одно из немногих учреждений культуры, в стенах которого забывается кризис. Во-вторых, генеральный директор Челябинского концертного объединения Алексей Пелымский только что вернулся из Сочи, где провёл переговоры с руководством Краснодарского края и дирекцией Зимнего театра.

На зависть соседям

«Прогулки по берегу моря были, не скрою, — схитрой улыбкой пояснил Алексей Николаевич при встрече. — Цель моей командировки — организовать гастроли камерного оркестра «Классика» по Черноморскому побережью. Результаты отличные».

Но об этом позже. Хотелось послушать, что руководитель филармонии думает о пережитых семи месяцах кризиса. С точки зрения зрителей, это был один из самых удачных и красивых концертных сезонов.

— Безусловно, финансово живётся тяжелее. Но я по-прежнему считаю: теперь все в одинаковых условиях, никому не стали давать меньше, больше. Кто и как выплывет, зависит от менеджмента — руководителя и его команды.

— Филармония выживает красиво — на зависть соседям. Каким образом?

— Доходы не выросли, но экономия есть. Во-первых, мы сохранили коллектив. Это было принципиально. Мы снизили заработную плату руководящему и менеджерскому составу, перевели артистов на концертную форму оплаты, которая зависит от результата.

Если раньше было неважно, сколько раз выступил, востребован ты или нет — человек всё равно получал свои пять или 10 тысяч. Теперь каждый заинтересован работать больше и лучше.

В кризисное время надо понимать главное — если не вкладывать в производство сегодня, то завтра можно прийти к коллапсу. Так и действуем. При отсутствии бюджетных средств мы сохранили все крупные события и программы, которые планировались ещё до кризиса.

Он же начался осенью, когда все программы свёрстаны. У нас хорошие партнёрские отношения с банками, предприятиями. Начальник маркетинга Михаил Зацепин начал активно привлекать внебюджетные ресурсы — пусть небольшие, но копеечка к копеечке складывается, а в результате получаются хорошие суммы. Если брать по году — просто замечательные.

Кризисное ноу-хау

— Кризис располагает к экспериментам, не так ли?

— Мы давно хотели перейти на проектное финансирование, но по разным причинам оттягивали. А когда совсем прижало, поняли, что по-другому нельзя. Суть в чём…

Проще найти партнёров под конкретный проект, а не спонсоров «на деятельность организации». Следующий сезон начинаем формировать проектно. За каждый отвечает конкретный человек, каждое мероприятие должно быть «подбито» финансовыми ресурсами, поддержано партнёрами.

Допустим, детские проекты. Это может быть крупный спонсор, блок программ. Если интересует маленький проект — пожалуйста. Или выпуск компакт-дисков, который может длиться годами.

В среднем один диск обходится в 150 — 200 тысяч, включая запись, полиграфию, дизайн. Под каждый проект ищем спонсоров. При очень хорошем раскладе в год можно выпускать 10 — 12 дисков.

Почём сегодня Розенбаум

— Дорогих билетов теперь не покупают, Розенбаум в этом году не приехал…

— Дорогие билеты — по три-пять тысяч — встали мёртво. На сегодня предельные цены, которые востребованы, — 1500 — 1800 рублей. Я считаю, это максимум. Можно, конечно, и 10 тысяч поставить. А какой смысл?

Допустим, запланировали Спивакова на ноябрь. Нижняя планка стоимости билетов — 600 рублей. Раньше было приблизительно так же. Верхнюю цену убрали, по всему залу раскидали. Процентов 25 теряем.

По ценовой политике одного билета вроде немного, а когда берёшь по кругу, получается прилично. Посчитайте сами: если план два миллиона, то 25 процентов — это полмиллиона рублей. Стараемся снижать гонорарную часть.

— На примере можете пояснить?

— В 2004-м, когда я только пришёл в филармонию, концерт Александра Розенбаума брали за семь тысяч долларов. Через четыре года он стал стоить 25 тысяч долларов... Менялись цены, повышались накладные расходы.

Запросы выросли запредельно. Если раньше ездили на «Мерседесе», то сейчас требуют чуть ли не вертолёт. Спад интереса к эстраде резкий. Народ не хочет идти на антрепризу — обкушались. Все хотят нормальных, полноценных спектаклей.

Вот привезли мы «Табакерку». Да, дорогой проект — гружённые декорациями фуры от Москвы до Челябинска и обратно, звёздный состав исполнителей, хороший отель. Но это достойно, в лучших традициях, которые когда-то были.

Сезон расписан

Как выяснилось в разговоре, следующий сезон может оказаться не таким эффектным, как уходящий. Тем не менее все проекты и симфонические концерты под управлением дирижёров первого ряда остаются:

— Мы взяли оркестр Спивакова, Большой симфонический оркестр Федосеева, Лионский балет. С французами подписан контракт, по которому Челябинское концертное объединение отвечает за гастроли лионской балетной труппы по Уралу: Пермь, Екатеринбург, Челябинск.

Ещё два спектакля они танцуют в Москве — и уезжают. Важно, что мы работаем напрямую с Министерством РФ. Не потому, что для приёма французского коллектива из Франции получим дотацию. Денег не так уж и много.

Преимущество в том, что возникающие взаимоотношения с министерством — это имидж организации, престиж, показатель того, что к нам более уважительно относятся. Если хорошо отработаем с Лионским балетом, возникает целая цепочка дел.

— Кто приедет из солистов-исполнителей?

— В прошлом году московская филармония завалила предложениями. Сегодня молчат. Почему? Объясню. Когда ситуация была стабильной, Москва спокойно планировала программы, не дожидаясь, пока будет чётко сформирован бюджет следующего года. Теперь никто не хочет рисковать.

Выступления гастрольных коллективов должны быть профинансированы из бюджета. Иначе слишком дорого. Поэтому до тех пор, пока бюджет окончательно не сформирован, никто ничего не предлагает. Брать на полную самоокупаемость, особенно крупные коллективы, — это просто нереально.

Филиал откроют в Сочи

— А теперь расскажите про Сочи.

— Сочи — это замечательно. Переговоры с руководством Краснодарского края прошли успешно. Наши музыканты выступят в престижных залах, перед незнакомой публикой. Попутно отдохнут — это однозначно.

С 1 по 10 октября в Сочи уезжает камерный оркестр «Классика» Адика Абдурахманова. Наши музыканты открывают фестиваль «Вечерний Сочи». Их сольный концерт запланирован на 2 октября на сцене Зимнего театра, где сейчас как раз проходит кинофестиваль «Кинотавр».

4 октября оркестр играет программу на фестивале искусств «Золотая осень». С «Классикой» выступят также солисты челябинской оперы, например контратенор Артём Крутько.

— А как же отдых? Поехать на Чёрное море в бархатный сезон и не отдохнуть?

— Они поездят с концертами по Черноморскому побережью. Погода в это время хорошая, кругом море, красота, новая публика... Мне кажется, здорово. Пусть отдохнут. А с 10 по 20 сентября на море с гастролями отправятся наши девушки — инструментальный дуэт «Маэстро Аккордеон».

А если заглянуть совсем далеко, то… скажу вам по секрету. В июле следующего года ансамбль танца «Урал» уезжает на фестиваль в Канаду и Америку.

Татьяна МАРЬИНА
Фото Вячеслава НИКУЛИНА
Фото Егора БАЗЫЛЁВА