Меню

Голая правда Сергея Васильева

13.02.2009 22:18 27 (11160)


Вышел в свет новый фотоальбом нашего земляка, коллеги, признанного мастера художественной фотографии Сергея Васильева. О чём этот фотоальбом, собравший под своей обложкой снимки разных лет? Название его вполне исчерпывающе говорит о содержании — «Вечная тема».

 Как объясняет сам Васильев, он о красоте вообще, и женской красоте в частности. Но прежде хочется отметить превосходное издание книги, её дизайн, справочный аппарат и глубоко продуманный подбор снимков.

Держишь в руках это чудо полиграфической и художественной мысли с особым чувством. Ведь оно — материальное воплощение огромного труда за многие годы, совершенного вдохновения и уникального таланта. Впрочем, смотреть альбом очень трудно, даже обидно. Во-первых, фото на обложке совершенно не отпускает.

Смотришь — вроде бы всё просто. Молодая женщина на берёзе сидит. Голая, конечно. Васильев для искусства всю жизнь женщин неумолимо раздевает. А в глубине кадра — дымка, осенняя, загадочная, манящая.

И дальше альбом листать не хочется. Потому что от обложки не оторвёшься: кадр веет теплотой, каким-то особенным чувством бытия. И Бог весть откуда звучит мелодия. О чём она?

Об уходящей молодости, тленности мира, о вечности красоты? Во-вторых, если рассматривать фотографии в альбоме, то непременно должны взять тоска и радость. Так сильна и обаятельна природа Васильева.

Бросился бы туда — в поля, на берега озёр, в горы. Да не достать здесь и сейчас. Причём свой пейзаж Сергей Васильев не поливает сиропом, не романтизирует красивостями.

Но и не делает бледной подложкой под свои обнажённые натуры. И горы, и озёра, и трава, и цветы существуют в кадре полновесно, по-настоящему. Вот снимок: перекинут каменный мосток, а на переднем плане уютно лежит дама, крутым изгибом бедра как бы повторяя этот же мостик.


Порой кажется: убери из кадра женский образ — и ничего не потеряется. К тому же зачем на лоно природы громоздить ещё одно лоно? Но в этом-то вся, на мой взгляд, и штука.

Васильев идёт путём больших мастеров, которых натура в этом мире завораживает избыточностью. Именно избыточность, а не ущербность или недосказанность, намёки.

Так ведь можно вывалиться из жанра в пошлую эротику или того хуже — в порно. Природа женщины и мать-природа гармоничны, естественны и неоспоримы.

 Как же много увидел художник способов и форм отражения этих двух начал друг в друге. Но это вовсе не значит, что Васильеву чужды полутона, тонкая игра смыслов или опасное, но любопытное балансирование с таким гремучим материалом, как обнажённое тело.

 Он отважно берётся за сложные решения, чтобы показать в фотографии такую гамму ощущений и переживаний, какая обычно воплощается в музыке или кино. Таково очень удивительное искусство Васильева, в основе которого — красота женского тела.

Мне кажется, маэстро всю жизнь ищет женщину-образ, который бы стал утешением его художественному предчувствию идеала красоты. Мучается в попытках открыть её тайну. А в том, что никакой тайны нет, тоже заключена тайна.

Эту постигающую минуту, может быть мгновение, ухватил Васильев во многих снимках. Я смотрю на шведскую красавицу и столбенею от восторга. Здесь не видно тела, хотя женщина обнажена. Здесь непостижимо открываются зрителю лицо, характер, судьба.

Так поднять вечную тему жизни и красоты Сергею Васильеву удалось потому, что он любит женщин. Не как Дон Жуан или Казанова, а как один из тех, кто творит образ прекрасной дамы. Собственно, эстетический образ красавицы мужчины создавали всегда, потребительски относясь к природным данным лучшей половины человечества.

Васильев же, напротив, сам готов всё отдать, чтобы отыскать в женском теле неисчерпаемые возможности для поэзии. Пейзаж позирует Васильеву охотно, но и дамы позируют столь же охотно, сбрасывая с себя покровы.

Я не знаю, возникают ли у Сергея Григорьевича трудности с фотомоделями. Однажды на вопрос: «Где вы находите таких красавиц?» — он ответил шуткой: «Они сами мне проходу не дают». Вот он — магнетизм мастера!

Листаю фотоальбом и вновь замечаю: уж если полагается художнику быть первооткрывателем мира, то Васильев мир открывает с толстовской щедростью и широтой. От земли до неба. Столько солнца и ветра, цветов, камня, воды.

Словом, есть из чего сотворить Землю, засадить её цветами и населить Евами. Особенно хороши, на мой вкус, у Васильева портреты. Правда, композиционно они расположены в конце книги, что психологически верно.

Глаз от буйства обнажённой натуры немного утомляется. Неожиданны и любопытны композиции с украшениями, нательной графикой.

Человек — самое красивое, совершенное и неповторимое из того, что создано природой. Но, как говорят поляки, «что слишком, то нехорошо». Чего больше в альбоме — голого тела или идей? Об этом мог бы рассказать сам автор.

Но замечу: кадры его упоительны от присутствия женского начала, полного трепета и тревожности. Эта тревожность особенная, сродни птичьей готовности упорхнуть в любую минуту.

Такие фото надо воспринимать интеллектом, а не равнодушным взором. Могут ли интимные части тела, морщины, почти ощутимая фактура кожи на снимках действовать на инстинкты, пробуждать низменную чувственность у зрителя?

Ответ очевиден: у Васильева — никогда. В этом, мне кажется, проявляется подлинный профессионализм художника. Плод титанической работы в сочетании с талантом — точный кадр, в котором все эти телеса превращаются в эстетический объект.

Известное заблуждение: любое голое тело является красивым. Модель не должна быть раздетой — она должна быть обнажённой. Разные вещи. В этом вся правда «Вечной темы» Сергея Васильева.

Сергей ТАРАН. Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА