Меню

Рыбацкие страсти

21.01.2009 16:51 10 (11143)


В редакцию позвонил читатель, представился: «Николай Васильевич, рыбак со стажем». И сразу же озадачил: «Помогите вернуть спокойствие — рыба на Шершнях исчезает. Какие-то люди среди бела дня ставят сети поперёк водохранилища. Да и в других местах порядка нет».

И вот ведь совпадение: в «Вечёрку» пришло письмо практически с той же душевной болью от Виктора Сидорчука, известного в городе психолога: «Я из тихих рыболовов, кто любит проводить свой досуг с удочкой.

Но что приходится видеть на озёрах — просто шок. Балуются сетями, электроудочками. У рыбы нет шансов выжить! А как напрягают «хозяева»… Люди едут за рыбацким счастьем. Но если поймал нечаянно, могут записать  в преступники». Так очертился круг вопросов: браконьерство, арендаторы водоёмов, правовое поле на рыбалке.

Неистовый Анатольич 74

В поисках рыбацкого эксперта посчастливилось встретиться с человеком, вокруг которого вращается почти вся спортивная рыбалка Челябинской области. С Олегом Агеевым (ник — Анатольич 74) я познакомился на рыболовном сайте.

— Работы много было, некогда заниматься разведкой, где что клюёт, а информации хотелось побольше, — рассказывает Олег Анатольевич, — вот и создал сайт. Оказалось, его просто ждали. Сейчас у нас больше двух тысяч только зарегистрированных любителей «половить рыбку» на форумах.

На портале рыбаки перезнакомились, стали договариваться о совместных рыбалках. За два последних года успели объединиться в известный рыболовный клуб и обрасти традициями со всеми атрибутами серьёзного общества.

Своя форма, свой флаг, своя идеология и сферы влияния — все признаки рыбацкой империи. Потому что общий интерес сплачивает мужиков, подвигает на большое дело.

Появились в клубе спортивные команды серьёзного уровня, так что осмелились в прошлом году организовать и провести чемпионат Челябинской области по ловле на мормышку.

Агеев в общественном движении как рыба в воде. Хватает энергии и на проекты, и на активную спортивную рыбалку, и на общение с тысячами посетителей его портала.

— Мне повезло в жизни, — говорит Олег, — ведь я рыбалкой фактически занимаюсь и на работе.

Директором магазина «Рыбачьте с нами» он стал недавно. Это даёт возможность общаться практически со всеми своими единомышленниками и быть в курсе самых модных веяний в спортивно-любительской рыбалке.

О рыболовных снастях, оборудовании, о способах и приёмах рыбалки, об особенностях озёр Агеев может говорить часами. Этакая рыбацкая энциклопедия в голове. Но мечтает он не о победах на соревнованиях, хотя они не помешали бы.

— В Екатеринбурге рыбаки взяли под свою опеку детдом, а мы чем хуже, — размышляет Агеев, — мне бы хотелось для ребят устраивать соревнования по рыбной ловле. Брать надо с собой на озёра пацанов. Здесь ведь правильное воспитание можно дать.

Так что в планах клуба — подружиться с ребятами, кому не хватает внимания настоящих отцов.
Так ли уж честно перед рыбой представать таким оснащённым?

Может быть, на рыбалку брать не изощрённые спиннинги, эхолоты и коварные привады, а знания, ловкость, умение привязать крючок, настроить глубину поплавка? Агеев не согласен:

— Времена бамбуковых удилищ и дедовских кирзовых сапог с фуфайкой, слава богу, уходят. Моя задача — через сайт, через магазин донести новую эстетику рыбалки. Это не заготовка рыбы. Я, например, как правило, рыбу отпускаю.

Получать надо удовольствие от рыбалки, от природы. На карповую рыбалку сейчас еду и действительно серьёзно снаряжён. Знаю, что при желании могу выгрести и 100 килограммов рыбы. Но мне не надо. Я ловлю её и отпускаю.

Мы это прививаем и другим. Понятно, двухкилограммовых рыбёшек взял, но зачем тебе мешок их? Тем более когда поймали десятикилограммовую «мамку» с икрой.

Увезли, сволочи, изрубили и съели. Отпустили бы — сколько бы карпят появилось благодаря ей. Поймал трофейную щуку на 14 килограммов? Сфотографируйся, но отпусти.

С «кошками» против сетей

Рыболовный клуб проводит антибраконьерские рейды. Просто так сейчас сети не поставишь — можно и уголовное дело схлопотать. Как правило, это условный срок. Но не всё так однозначно.

Не случайно на рыболовном портале сейчас идёт яростный спор. В Челябинской области посадили браконьера из какой-то деревушки. Деревня абсолютно безработная.

У мужика шестеро детей. Сети поставил действительно для пропитания. Его поймали. Дали год. По-настоящему же пугают промысловые браконьеры.

— Мы их ненавидим, — признаётся Агеев. — Мы им и морду можем набить. Сети, какие видим, все режем. Нам плевать — ты с ружьём на берегу, без ружья. Если стоит сеть от официальных промысловиков, на ней должна быть бирка арендатора. Но ведь ставят конкретные браконьерские китайские сети!

Китайская нейлоновая сеть — настоящее исчадие ада. Она не сгнивает как обычная верёвочная и, валяясь на дне, способна годами губить рыбу. Клуб выезжает на чистку дна с «кошками».

На поверхность поднимаются сотни килограммов разложившейся рыбы, а в ячеях сети бьётся свежий чебачок. Груды сетей сжигаются на берегу. Но упорно ставятся новые. Многие озёра гибнут без хозяина, без присмотра.

Чисто нравы

Традиция членов рыболовного клуба: если ты приехал на озеро, возьми с собой 90-литровый мешок и собери мусор. Агеев стал замечать, что в местах постоянной рыбалки, где не раз за другими убирали мусор, стало почище.

Стесняются другой раз гадить там, где очевидно убирают. У порядочного рыболова, если он курит, должна быть с собой мини-пепельница. Агеев считает: «Если сидишь на льду, не оставляй после себя гору окурков, не трави воду».

А сейчас вот на озере Чистом начал клевать карась. И местные жители в ужасе от гостей из Челябинска и Екатеринбурга, которые приезжают сюда на ночь на рыбалку. После себя они оставляют свалки бутылок, банок из-под консервов.

На лёд выезжают на машинах, несмотря на запрет. А рыбаков сидит столько, что между ними не пройти. Это только в будни, а что в выходные?

Один житель сказал: «Предлагаю озеро Чистое переименовать в озеро Грязное в память о рыбаках Челябинской, Свердловской и Курганской областей».

Нет такого слова

Оказывается, слова «браконьер» в законе нет. Это хорошо знает Дмитрий Борзых, в недавнем прошлом государственный инспектор отдела по надзору за использованием водных биоресурсов, а сегодня замдиректора по развитию охранного предприятия «Нева».

— Использование биоресурсов у нас иначе как беспределом не назовёшь, — говорит Дмитрий. — Ответственность за нарушения смехотворна. Любой юрист может развалить дело.

Привлечь к ответственности можно не за браконьерство, а «за действия, приведшие к массовой гибели рыбы». Наличие сети, конечно, улика. Но и доказать массовую гибель сложно.

Дмитрий говорит, что сегодня нет боеспособного подразделения, которое могло бы физически осуществлять надзор и контроль на водоёмах. В принципе можно обратиться за помощью в территориальный отдел милиции.

Но это не решает проблему. Нужна своя силовая структура, которая бы за эту отрасль отвечала. Рыборазведение тоже страдает от правовых пробелов. Не урегулированы права собственности в зарыбляемом водоёме.

Такая же неясность правоотношений и в любительском рыболовстве. Есть гора постановлений и правил, друг другу противоречащих.

В Германии человек, пришедший на берег, не будет допущен к рыбалке, если у него, допустим, крючки не соответствуют каким-то нормам. Когда у нас дойдёт дело до таких мелочей?

Оборотни водятся на берегу

Приехал человек порыбачить. А к нему — неизвестные личности в грязных ватниках: «200 рублей заплатить надо!» — «За что?» — изумляется человек. Ему говорят: «Мы мусор собираем, озеро зарыбляем».

И человек платит, хотя не очень уверен, что перед ним настоящие арендаторы озера. Нередки и угрозы. «Шины проколем!» — самое обычное обещание. Хоть и не хитра система запугивания: «Машину поставите — угоним.

Палатку поставите — сожжём», но действует безотказно. Люди, чтобы порыбачить спокойно, платят. В Челябинской области три тысячи только зарегистрированных водоёмов. Из них арендованы примерно триста. Большой остаток для произвола псевдоарендаторов!

«Но если вы видите, что на берегу валяются кучи мусора, пусть отвалят по-хорошему», — советует Олег Агеев. — Можно сфотографировать «пейзаж» и передать рыбнадзору. Пусть знает, что творится».

— Шершни и Смолино — всё как бы на виду, — говорит Дмитрий Борзых. — Но на Шершнях относительный порядок. Нет таких вопиющих фактов. Ничего сетями не перегорожено, по крайней мере так было в прошлом году.

За год там возбуждено около 40 уголовных дел. Даже местное деревенское население, которое кормится рыбалкой, поприжали. Потому что там есть нормальный собственник, который занимался водоёмом, выделял деньги на охрану.

Теперь Смолино — особо охраняемый природный объект. Стабильно, уже в порядке вещей проводятся автомобильные гонки, тест-драйвы на льду! Браконьерство процветает. Озеро опутано сетями.

Пока не будет хозяина, конкретного человека, статус природоохраняемой территории ни к чему и никого, получается, не обязывает. В итоге сорные водоросли переросли возможные пределы, заглушая среду обитания. Вода цветёт так, что ужас берёт.

В глубинах правового поля

Старший государственный инспектор отдела государственного контроля по Челябинской области Нижнеобского территориального управления Государственного комитета РФ по рыболовству Герасим Костылев не знает покоя по определению. На его попечении огромное хозяйство в нашем озёрном крае, да в условиях непрерывно меняющегося законодательства.

— Федеральный закон № 166-ФЗ от 20.12.2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» — это основной наш закон, — рассказывает Костылев. — А с 1 января вступили в силу новые поправки. Уже сколько редакций было…

Сложившаяся нормативно-правовая база толком не реформировалась ещё с советских времён. Идеология, экономические реалии разных эпох неизбежно входят в противоречия.

Например, в нерестовый период предполагается тотальное запрещение вылова промышленным способом. Но пользователю водных биологических ресурсов нужно бы всю сорную рыбу вычерпывать, иначе ценные мальки станут кормом. Мало того, эту мелочь даже квотировали. Вот отголосок борьбы за продовольствие.

Любительское рыболовство — очень сложный вопрос. Здесь больше всего пробелов в законодательстве. В законе сказано: «Граждане вправе осуществлять спортивно-любительское рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим законом».

Что такое «иное»? Любительское рыболовство на промысловых участках осуществляется с согласия пользователя промыслового участка: лови — только спроси разрешение пользователя. Но есть и другой перегиб: пользователи незаконно продают путёвки на того же окуня.

На рыбопромысловом участке надо обязательно получать разрешение и соблюдать правила рыболовства и все ограничения, с этим связанные. Всё это есть в договоре арендаторов. Кстати, форма договора скоро будет изменена.

«Организация, — говорится в законе, — спортивного рыболовства осуществляется на основании разрешения и согласия пользователя». Согласие пользователя — понятие растяжимое.

Многие арендаторы водоёмов даже заинтересованы, чтобы у них ловили сорную рыбу — окуней, плотву. Но законом здесь не всё урегулировано. На путёвках пользователя должны стоять печать предприятия, которое продаёт путёвки, подпись руководителя организации, указаны цена и виды рыб, на которые организовано любительское рыболовство.

— В противном случае пусть рыбаки дают отпор, — советует Герасим Костылев, — пока советские нормативные документы полностью не отойдут в былое и их не заменят современные.

Сергей ТАРАН
Фото Валерия БУШУХИНА и Егора БАЗЫЛЁВА