Меню

Куда спешит коростель

31.07.2008 00:00 143 (11026)


Этого ДТП никто не заметил. На еле слышный удар оглянулась только пожилая женщина и сразу поняла: птичка ударилась о лобовое стекло и упала среди дороги. Другой бы, наверно, прошёл мимо. Женщина ринулась к ней, не оборачиваясь на крики водителей: «Сумасшедшая! Зачем под колёса-то лезть?!» Подобрала, положила в траву у обочины, аккуратно накрыла листиком. А через пять минут вернулась, подумав: «Что ж она будет погибать рядом с музеем?»

 «Сделайте что-нибудь»

Она рассчитала правильно. В краеведческом музее есть человек, который о птицах знает всё. Он собирает материал для музейной коллекции, сам делает чучела птиц, следит за сохранностью экспонатов, сделанных десятки лет назад.

Это Николай Балдин — член Уральского орнитологического общества, таксидермист (раньше говорили «чучельник»).
Погибшей птичке он не удивился. Взял в руки, осмотрел рану:

 — Это зеленушка, обычная для нашего города птица. Она устраивает гнёзда в скверах и парках. Птичка не очень сильно  повреждена, для пополнения коллекции сгодится.

Потом Николай Александрович аккуратно упаковал тушку, убрал в морозильную камеру. И рас-сказал:

— Для людей неравнодушных к природе чучела птиц, зверей были интересны всегда. Для биологов, зоологов это наглядный материал. Охотники тоже стараются оставить трофей на память.

Между прочим, первые чучела в Россию завёз Пётр Первый. Он закупил их у голландских мастеров, а потом направил в Голландию энтузиастов, которые пожелали научиться незнакомому ремеслу.

Поэтому первые русские таксидермисты появились в XVIII веке. Поскольку музеев, приспособленных для зоологических коллекций, в то время не было, первые чучела поселились в Кунсткамере среди разных чудес и диковинок.

Со временем в Петербурге был выстроен зоологический музей. Самая большая коллекция животных хранится там, в том числе две собаки и лошадь Петра Первого. Этим экспонатам более двухсот лет.

Засолить на века

Раньше делали так: из дерева сколачивали каркас с соблюдением точных размеров животного, потом обматывали манекен соломой, ветошью. Но чёткого повторения форм не получалось.

Пример — лошадь Петра Первого, которая выстругана из дерева. По тем временам чучело сделано неплохо. Но сегодня оно выглядит достаточно примитивно.

— Сейчас чучело научились делать так, что не отличишь от оригинала, —продолжает Николай Балдин. — По снятой тушке делается слепок в гипсе. Потом отливается пластмассовая форма, где «прорисованы» все мышцы.

Если шкура выделана хорошо, то при сборке она не даст никаких погрешностей. Точно так же, как костюм на человеке. Если сшит точно по фигуре, он выглядит безупречно.

— И блеск сохраняется, и переливы цвета. Как удаётся?

— Всё просто. Шкурку надо снять, с помощью обычного моющего средства (лучше, геля) выстирать. Потом замочить в солёном растворе или заморозить, чтобы она не испортилась. Такая консервация действует несколько лет.

Когда приходит срок, заново размачиваешь, приводишь в порядок, высушиваешь… В нашей коллекции есть чучела птиц и животных, которые хранятся 80 лет! Их делал известный таксидермист Сергей Львович Ушков.

Очень наблюдательный был человек, талантливый натуралист, зоолог, орнитолог. Он жил и работал в Ильменском заповеднике, прекрасно знал повадки зверей и птиц. Чучела у него получались здорово.

Взять любое — белочка, глухарь, норка... Поставь на поляну — не отличишь от настоящих. Позы живые, взгляд осмысленный. И никакие паразиты им не страшны — ни моль, ни волосоеды-пухоеды, ни бумажная тля.

Филин — птица серьёзная

По последним данным, на территории Челябинской области встречается более 300 видов птиц. Около ста из них в музейной коллекции есть.

Но собрать все виды сложно. Сбор материала происходит в основном осенью и весной. Недельная командировка иногда проходит впустую.

— Бывали сезоны, когда мы ничего не привозили. Например, в этом году весна началась рано, потом стало холодно. Встречались птицы разных видов, но в нашем музее они уже есть.

Пожалуй, самыми удачными были первые поездки, когда я только пришёл работать в музей. В то время коллекции как таковой не было. От ушковской осталось немного. Поэтому каждый выезд заканчивался богатой добычей. Хотя удачи бывают и сейчас.

Мы прогуливались по залам музея, останавливались, чтобы рассмотреть наиболее выразительные работы. Оказалось, каждый зверёк или птица (точнее, чучело) имеют свой характер, эмоции, повадки.

По тому, как он сидит или смотрит, можно догадаться, как ведёт себя зверёк в природе. Кто-то резвится, в любовных играх «кокетничает», кто-то вот-вот схватит добычу. Небольшой коростель не летит — бежит пешком.

— Я у Бианки вычитал, что коростель в Африку на зимовку бегает, — поясняет Николай Балдин. — Решил отобразить
в позе, передать динамику движения. Значит, получилось? Вот хорошая работа — идущий медведь.

Лапы, как положено, заносит внутрь, ступает тяжело. Посмотрите на выражение его «лица» — добродушный, спокойный. А вот филин. Сразу видно, что он хищник: взгляд злой, тяжёлый, вид агрессивный.

Когда его привезли к нам, рассказали историю. Он летал на одном из подворий Сосновского района, где жили куры и кролики. Они периодически пропадали, хотя территория была огорожена.

Следов не оставалось, поэтому никто не мог понять, что происходит. Это длилось до тех пор, пока филин не зацепился за электропровода.

— Он огромный. Наверно, самая крупная птица в коллекции?

— Самый крупный у нас — серый журавль. По размеру крыльев он превосходит другие виды. Кажется, птица не очень большая. А если встанет вертикально, увеличивается в полтора раза. Когда летит, размах крыльев огромный.

— Носорог — не птица. Но интересно, как он сделан.

— Это ненастоящее чучело. Животных, которые давно вымерли, воссоздают по отдельным частям: по костям собирается скелет, наращивается объём мышц.

Потом шьётся шкура. У нашего носорога она сшита из шкуры яков. Авторы реконструкции — таксидермисты студии Сухарева, одной из самых известных в России.

— В чём всё-таки заключается мастерство таксидермиста?

— Если чучело (зверь, птица или рыба) своей позой, глазами «рассказывает» о повадках и поведении в живой природе, показывает взаимоотношения с другими животными, это и есть мастерство.

Как говорил знаменитый Михаил Заславский, «Таксидермия — это вид искусства». Просто своё произведение художник-таксидермист создаёт из природного материала.

Подготовила Татьяна МАРЬИНА
Фото Виктора БАСКОВА