Меню

Автостоп школа жизни на дороге

31.07.2008 00:00 143 (11026)


На Свердловский тракт мы свернули в девять часов утра. Когда вышли за пределы города, остановились и стали выглядывать машины. Товарищ поднял большой палец. Над головой палило солнце, в лицо дул тёплый ветер, а в глаза летела пыль от проезжавших мимо авто. Через пять минут остановилась белая шестёрка. Так началось путешествие автостопом.

Для корреспондента «Вечёрки» это был первый «марш-бросок». Мой попутчик Александр — в прошлом опытный автостопщик, или хитч-хайкер. География его путешествий охватывает Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск и другие города.

Два года он никуда не ездил — не отпускала работа. Я слышала от него немало историй, связанных с автостопом, и загорелась этим давно. Не хватало то времени, то решимости.

На выходные товарищ отправился в Екатеринбург и предложил составить ему компанию. Стало интересно, как изменилась столица Урала за последнее время. К тому же раньше мне приходилось бывать там только проездом.

Вдвоём путешествовать куда интереснее и безопаснее. Считается, что в автостопе парень и девушка — идеальная пара. Вместе они внушают больше доверия. Перед тем как выйти на трассу, я выслушала небольшой инструктаж.

С собой нужно взять минимум вещей — возможно, придётся много времени ждать транспорт или идти пешком. Немного воды, сухарей, тёплый свитер, дождевик и деньги. Многие едут с пустыми карманами, но мы предпочли перестраховаться.

Решили, что переночуем за городом в лесу или в парке, поэтому взяли с собой спальники. Одежду приятель посоветовал надеть самую простую, удобную и, главное, скромную: джинсы и футболку. Девушке ни к чему привлекать внимание водителей.

Ни гвоздя, ни жезла!

На одном месте мы голосовали недолго. «Добрый день! Мы едем до Екатеринбурга. Сколько сможете, не подбросите?» — обратился Александр к водителю, который остановился первым.

Тот не захотел везти, ссылаясь на то, что ему не по пути. Скорее всего, он хотел немного подзаработать. Второй согласился, но сразу предупредил, что свернёт на повороте в село Долгодеревенское.

Это был мужчина лет пятидесяти. Рядом с ним сидела молодая девушка, наверное, его дочь. Мы проехали с ними километров десять. Всё это время они разговаривали друг с другом и не обращали на нас внимания.

Когда дверь захлопывалась, Александр пожелал им счастливого пути и добавил: «Ни гвоздя, ни жезла!» Водитель улыбнулся и поблагодарил.

Мы остановились за поворотом. Таким образом часть машин отсеивалась у нас на глазах. Мимо проехали автомобилей двадцать. На горизонте показался большой КамАЗ. Надежды на то, что фура остановится, было мало. Однако КамАЗ притормозил.

Грузовик навеял мне романтичный образ трассы. Оказалось, водитель ехал в Нижний Тагил через Екатеринбург. Он пообещал подбросить до окраины города.

На грузовике, конечно, дорога обещала быть длиннее, чем на легковой машине. Здесь выбирать транспорт не приходится. Фортуна может и отвернуться.

— Ребята, вы откуда? — первым поинтересовался дальнобойщик в тельняшке.

— Из Челябинска.

— А зачем в Свердловск едете?

— Город посмотреть. Давно не были там. Да и сидеть на одном месте надоело. Хочется поездить…

— Мне бы так. Я вот двадцать лет в дороге — товар туда-сюда вожу. Сам я родом из Москвы, а в Тагиле встретил свою жену и остался. Только она с ребёнком меня почти не видит.

 Так завязался разговор. Водителя звали Александром. На вид ему было не более сорока лет. Наша маленькая компания, видимо, вызвала у него доверие. Да и нам он сразу приглянулся. Александр начал рассказывать дорожные истории. Эту тему любят многие водители.

КамАЗ ехал пустым, поэтому на неровностях нас слегка подбрасывало. Когда разговор зашёл о состоянии трассы, приятель вспомнил один из своих стопов:

— Как-то с другом ехал из Красноярска в Иркутск. Отрезок этой федеральной трассы сложно назвать дорогой — песок, поверх которого насыпан щебень. Там мы и застряли.

Никто не останавливался восемь часов подряд. Поток машин небольшой, дорога пустынная, надежды никакой. Хорошо, что жители посёлка Замзор накормили и предложили остаться на ночь. Живут в глубинке ещё добрые люди.

Водитель в свою очередь поведал историю, как ему доводилось подвозить стопщиков. Один раз, говорит, увидел на трассе девушку в слезах. Когда она успокоилась, то рассказала, что сбежала от троих мужчин.

Лица кавказской национальности свернули в лес и связали её. К счастью, девушка не растерялась и вовремя вырвалась. Таких случаев знает немало каждый стопщик. Девушкам, даже в паре, ездить опасно — об этом скажет любой путешественник.

Ночь в парке

Три с половиной часа прошли в дружественной и непринуждённой обстановке. Водитель высадил нас, а сам поехал дальше. Здесь, в мегаполисе, правила автостопа уже не действуют.

Первым делом хотелось посмотреть, какой стала центральная часть Екатеринбурга. Площадь 1905 года перекопана. Местные жители объяснили, что на этом месте в начале июля нашли захоронения, кости.

Затем мы отправились в Храм-на-Крови и помолились за то, чтобы так же успешно вернуться завтра домой. После этого пошли на реку Исеть, которая чем-то напомнила Неву. Целый час провели в лодке.

Вдоль реки расположился парк, который казался безлюдным. К десяти часам вечера местность совсем опустела. Пора задуматься, где разместиться на ночлег. Стопщик в гостиницу не пойдёт.

Обычно он ищет тусовку неформалов, у которых можно найти «вписку» — бесплатное проживание. Но мы захотели найти ночлег самостоятельно.

Место в тихом парке показалось наиболее удачным. Поздно вечером спрятались в спальники, а рано утром свернули свой лагерь.

За рулём нетрезвый водитель

Утром мы прогулялись по городу, в полдень уже шли в сторону трассы. Александр не любит дорогу домой. Считает, что этот путь всегда труднее. Нам, однако, фортуна улыбнулась в обоих направлениях.

На трассе мы простояли полчаса. За это время остановились несколько машин. За рулём одной сидела женщина. По словам Александра, это первая дама, которая остановилась за всё время его странствий. Но она ехала только до Арамиля. Другие водители предлагали подвезти 30 — 40 километров.

— Поедем не ближе, чем до Каслей, — заявил мой попутчик.
Я стала возмущаться: мы давно могли быть в дороге!

— Нет смысла, — объяснил Саша. — Здесь вероятности уехать до Челябинска без пересадок больше. Место для стопа просто отличное. Недалеко светофор, поэтому водители едут на невысокой скорости. На трассе они разгонятся и не захотят останавливаться.

За спиной остановился и поднял руку человек. «Посмотри, пришёл конкурент», — толкнула я локтем спутника. — «Нет, это не стопщик, а «тюлень».

«Тюленями» называют местных жителей, которые хотят уехать бесплатно на небольшие расстояния, например до дачи. Надо сказать, наш конкурент соблюдал кодекс чести — остановился позади и не мешал уезжать.

Тем временем к нам подкатил синий «Ягуар». Мой спутник приветливо обратился к водителю, и он согласился довезти нас до поворота на Касли. Через несколько секунд мы сидели в уютном салоне, обшитом белой кожей.

Саша обменялся парой фраз с хозяином машины. Тот достал телефон и сказал кому-то, что не совсем протрезвел. Он боялся, что его остановят на посту ГАИ. Громкая музыка закладывала уши. Автомобиль ехал на высокой скорости. Перед постом мужчина обратился к нам:

— Ребята, скрестите пальцы. От этого зависит, поедем мы вместе или нет.

Машину не остановили. Водитель «Ягуара» разогнался ещё сильнее. Каждый раз, когда автомобиль заносило в сторону, моё сердце замирало. Дороги назад уже не было. Оставалось надеяться на удачу.

Водитель ещё раз позвонил кому-то, а потом сказал, что поедет до Челябинска. Нас это не обрадовало: хотелось поскорее выйти из машины. Нетрезвый водитель не внушал доверия.

И всё-таки мы решили доехать до родного города без пересадок. Чтобы время пролетело быстрее, я закрыла глаза и задремала. Ближе к городу приятель разбудил меня.

Вернулись уставшими, но довольными стопом. Александр говорит, что это очень удачная поездка. За всё время мы сменили всего три машины.

Трасса Челябинск — Екатеринбург связывает два крупных города, поэтому весь день наблюдается хороший поток машин. Сам Александр вспоминает, как первый раз в жизни одолевал это расстояние не за три часа, как сейчас, а за шесть.

Для него, как и для многих челябинских стопперов, поездка в Екатеринбург оказалась первой, а потом началась вереница долгих путешествий.

Философия в пути

В Новосибирск Александр решил ехать через Казахстан. Позже он десять раз пожалел об этом.
В соседней стране никто из водителей не хотел подвозить бесплатно. В кармане было ровно 17 рублей.

Таких денег не хватало даже на хлеб. Двести километров по территории Казахстана (примерно как расстояние от Челябинска до Екатеринбурга) он передвигался восемнадцать часов.

Ночевать приходилось где придётся: в чистом поле, на вокзале, в подъездах. Об этом Саша вспоминает с юмором и нисколько не жалеет, что тратил на автостоп все каникулы. Раньше родители с неодобрением относились к хобби сына. Теперь знают: он не пропадёт в чужом городе.

— Я доказал себе и близким, что могу путешествовать, не имея денег, — рассказывает Александр.— Научился разводить костёр в дождь, общаться с людьми и находить к ним подход.

Теперь за несколько секунд могу почувствовать человека. Никогда не сяду в машину, где мне не будут рады. Автостоп учит терпению.

Иногда часами стоишь на одном месте и ждёшь водителя, который довезёт до нужного места, поднимет настроение и сам останется доволен. Когда-то я особенно болел трассой.

 Было интересно преодолевать большие расстояния. Сейчас не могу позволить себе уехать на пару недель из города. Держат работа и учёба. Для меня автостоп — это целая философия. В дороге появляется возможность подумать, поговорить с самим собой.

Ломоносов вышел из Челябинска

Белка, или Ольга Маркова — одна из известных девушек-автостопщиц нашего города. Первый раз она пустилась в путешествие в четырнадцать лет. Правда, недалеко — в Сатку.

Сейчас ей двадцать два года, и она работает барменом в дорогом суши-ресторане. Родители долго не могли догадаться, куда исчезла дочь, и устроили переполох.

Когда узнали, что после своего дня рождения она уехала в Санкт-Петербург, немедленно выслали билеты и деньги. Белка возвращалась с досадой, смотря из окна поезда на родные просторы.

После этого она побывала в Питере восемь раз. В следующем году Ольга хочет переехать в северную столицу насовсем. А ещё у неё есть мечта покорить Ирландию и Англию.

Для того чтобы желание исполнилось, нужно хорошо знать иностранные языки. Однажды в Москве Ольга остановилась у знаменитого путешественника Антона Кротова. Он объехал автостопом полмира. Найти «вписку» у Кротова оказалось нетрудно — он никого не оставляет без ночлега.

— Существует стереотип, что все автостопщики — бомжи, которые не работают и норовят сесть на шею, — говорит Ольга Маркова. — Антон Кротов — яркий пример того, что это не так. Автостопом он путешествует во время отпуска, а потом возвращается домой и работает.

Кротов даже организовал академию вольных путешествий и написал немало пособий по автостопу. В них он понимает автостоп как метод познания доброты и единства окружающего мира.

Аркадий Голенищев уехал поступать в РХТУ имени Менделеева почти как Михаил Ломоносов — автостопом. До этого катался в Екатеринбург.

— Трасса М-10 открыла глаза на многое, — считает Аркадий. — Так получилось, что старые знакомые наотрез отказались встретить меня в Питере. А вот люди, которых я видел первый раз в жизни, приютили, накормили и проводили до трассы...

Этим летом, приехав  из столицы в Челябинск на каникулы, Аркадий не усидел и несколько дней — рванул в Читу. Когда был уже далеко, затосковал по дому.

И вообще говорит, что каждый раз в разлуке по-новому осознаёт, что значат для него родные, близкие и любимый город.

Ольга ЗОЛОТЫХ
Фото Александра Качмалы