Меню

Детей выгнали с поляны

30.07.2008 00:00 142 (11025)


…Десять лет подряд челябинские школьники летом могли отдыхать в экологическом лагере под руководством хорошо известной не только в нашем городе, но и в мире Ольги ШЕРШНЁВОЙ.

Энтузиаст своего дела, с недавних пор возглавившая региональную общественную детскую экологическую организацию «Планета детей», она выигрывала и российские, и международные конкурсы. После того как Институт Франции в Париже вручил ей как женщине, занимающейся данной деятельностью, грант на развитие проекта, она его успешно реализует.

С просьбой поделиться опытом организации палаточных лагерей в частности и экологического марафона в целом к нашей землячке обращаются со всех концов страны. И совсем не случайно в этом году именно Шершнёва получила грант губернатора Петра Сумина на организацию палаточных лагерей.

За две летние смены, с 4 по 28 июля, на озере Тургояк отдохнули 303 ребёнка. Ещё 140 с нетерпением ждали третьего заезда. Однако его, к сожалению, не будет.

На этой неделе по предписанию проверяющих из Миасса лагерь закрыли (правда, разрешив при этом завершить вторую смену). Корреспондент «Вечёрки», пытаясь выяснить, по какой причине это произошло, съездил на Тургояк, поговорил с очевидцами событий и пришёл к интересному выводу.

Причиной того, что южноуральских детей выгнали с озера, могли стать не столько нарушения, сколько желание отобрать поляну, на которой и был разбит лагерь.

Полезные каникулы

Надо отметить, что с каждым годом экологический лагерь, который теперь работает под вывеской общественной организации «Планета детей», становится всё популярнее и популярнее у подростков нашей области.

От желающих отдохнуть на природе и позаниматься исследовательской работой нет отбоя. Если десять лет назад в лагере отдыхали 30 детей, то в первую смену нынешнего лета — 223.

При этом за счёт областных средств в этом году абсолютно бесплатно смогли с пользой для тела и дела провести время 140 подростков из Чебаркуля, Коркино, Златоуста, Сатки, Миасса и других городов Южного Урала.

Челябинцы, на которых грант губернатора не распространялся, были рады приобрести путёвки или с 30 — 50-процентной скидкой, или вообще поехать бесплатно, что стало возможным благодаря финансовой поддержке собственно организации «Планета детей» и спонсоров.

О том, почему лагерь так нравится, «Вечёрка» уже сообщала во вчерашнем фоторепортаже. Романтика (ночёвки в палатках и песни под гитару у костра), интересные мероприятия («Первобыт-шоу», конкурс «тату» из гуаши, день коммерсанта, день Нептуна), экскурсии в музеи и заповедники — всё это делает каникулы незабываемыми.

При этом подростки не только отдыхают, но и занимаются исследовательской работой. Лагерь всё-таки не случайно называется экологическим. Ребята выполняют задания, полученные от организаций.

То прокладывают экологическую тропу на хребет Зюраткуль, то помогают в работе лесничеству, то находят исчезающие растения, то занимаются описанием птиц и животных.

В этом году, например, изучали ядовитые растения и собирали жуков, чтобы научиться их различать, а ещё брали уроки по основам туризма.

Обязательны и акции по очистке близлежащей к лагерю территории и выявлению несанкционированных свалок. Что такое экология, дети понимают наглядно: сегодня убрали мусор после отдыхающих — через день выросла новая гора…

Место под солнцем

У экологического лагеря нет своего постоянного места. Палатки устанавливали то на Таганае, то на Зюраткуле, то в Харлушах. В последние четыре года ребята ездят на Тургояк.

— Это озеро — излюбленное место отдыха южноуральцев, — говорит Ольга Шершнёва. — Нам тоже здесь очень нравится. Три года подряд за то, чтобы разбить лагерь, мы платили деньги частникам, поставившим шлагбаум и собирающим с туристов деньги.

В прошлом году решили обратиться к властям с просьбой выделить под лагерь постоянное место. В корпуса мы перебираться не хотим — в палаточном лагере своя прелесть.

Написали письма во многие инстанции, которые могут рассмотреть вопрос о предоставлении нам в бессрочное пользование всего лишь двух гектаров земли.

Российский экологический союз, который существует при Росприроднадзоре, нас поддержал. Однако пока официального ответа мы не дождались ни от кого.

Правда, и отказа тоже — на словах все чиновники поддерживают инициативу.
В письмах указаны два конкретных места на озере Тургояк, где мог обосноваться лагерь.

Эти земли никому не принадлежат и очень подходят для детского отдыха — берег солнечный, нет болотистых мест и обрывов. И в этом году, участвуя в губернаторском конкурсе на организацию палаточных лагерей, Ольга Шершнёва указала конкретную поляну, где хочет разместиться с детьми.

Год назад лагерь разбивали именно на этом месте, и оно очень понравилось. Управление лесов Челябинской области попросило сделать схему этого квадрата. Руководители «Планеты детей» съездили в миасское лесничество, нарисовали. 4 июля, как и предполагалось, открыли лагерь.

Что нашли проверяющие

Проблемы начались с середины второй смены. В один прекрасный день к лагерю на одной машине приехали представители администрации Миасса, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора и пожарные.

Ольгу Шершнёву как директора лагеря спросили: «На каком основании вы заняли эту территорию?» Договора на аренду земли у «Планеты детей» пока действительно нет.

Но есть постановление губернатора об организации лагеря и договор с миасским лесничеством, что лагерь может быть разбит именно в этом месте. Эти документы и были показаны.

После этого началась проверка. Недостатки были найдены. Проверяющим не понравилось, что лагерь не огорожен забором, а отмечен только верёвками, что на территории есть «аварийное», то есть немного подгнившее снизу дерево, что туалеты недостаточно чистые и рядом с ними кучи мусора, который не вывозится, что берег очищали не вызванные специально миасские водолазы, а тренер и спасатель лагеря.

Были претензии и к лагерной кухне, вернее к машине, на которой ежедневно привозили продукты из соседнего посёлка Тургояк.

Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в Миассе и Карабаше выписал постановление о приостановке эксплуатации детского палаточного экологического лагеря «Планета детей», где и указал все претензии.

Казалось бы, всё логично: нашли нарушения — закрыли лагерь. Однако есть одно большое «но». И не рассказать о нём было бы неправильно.

Грязь отдыхающих

Во время проверки дела с мусором и туалетами действительно выглядели неважно. Но представители служб приехали в лагерь сразу после выходных. Подростки просто не успели провести «экологический десант». Ведь самое главное заключается
в том, что это не их мусор!

Дело в том, что поляна, на которой разместился лагерь, — место стихийного отдыха южноуральцев. «Планета детей» занимает всего лишь один гектар, в то время как на остальной территории ставят палатки, жгут костры, пьют пиво, загорают все желающие.

В выходные дни лично я насчитала более трёхсот машин, на которых прибыли туристы! А как умеют отдыхать россияне, думаю, никому объяснять не надо. После себя они оставляют горы мусора, ужасные общественные туалеты (их близ поляны два).

— Перед заездом в лагерь, когда готовили территорию, мы вывезли девять машин мусора, — рассказывают помощники воспитателей. — И во время смен постоянно его убирали, хотя не обязаны были. Но это одна из наших акций, мы с детьми приводим «Планету» в порядок. И загаженные туристами туалеты моем с хлоркой…

Кучи мусора (которые специальные службы почему-то не вывозят) и туалеты находятся за территорией лагеря. Она действительно огорожена только верёвками, потому что капитальный забор ставить нельзя — место-то официально не принадлежит «Планете детей».

По этой же причине нет и своих туалетов, душевых. И именно поэтому вот уже полтора года общественная организация просит выделить землю в аренду.

— Знаете, что нам ещё надоело? — спросил меня Саша из старшего отряда. — То, что отдыхающие на поляне туристы не обращают внимания на ограждение территории и постоянно пытаются стащить у нас то брёвна от костровища, то дрова, а то и целые скамейки, кстати, собственноручно сколоченные нами.

Борьба за берег

Ольга Шершнёва попыталась объяснить проверяющим, что претензии необоснованные. Тем более что
к палаточным лагерям требования не такие жёсткие, как к обычным загородным. Однако слушать её не стали.

— Но мне намекнули, — рассказывает Ольга Петровна, — мол, слишком хорошую территорию вы выбрали. Съезжайте на любую другую — там у вас проблем не будет.

И вот мы подошли практически к самому главному — поляна действительно хороша. Это место раньше называлось автокемпингом, а сейчас — 16-м квадратом тургоякского лесничества.

Заполучить его в частную собственность мечтают многие. Об этом автору этих строк в открытую говорили отдыхающие, что расположились по соседству с детским лагерем.

Среди туристов выходного дня были и такие, кто откровенно радовался за южноуральских ребятишек, оздоравливающихся на Тургояке. Многие спрашивали, как своих детей пристроить в «Планету детей». Но немало оказалось и тех, кого детская «стоянка» раздражала.

— На этом месте бы частный пляж сделать, — сказал мне мужчина, что приехал отдохнуть на поляну на шикарном «Феррари». — Я и сам бы не отказался от владений на таком чудесном берегу…

— Дети — это, конечно, цветы жизни, но лучше бы они «росли» не на этой поляне, — отметила дама средних лет с собачкой.

— Но это место идеально подходит именно для детского отдыха! — восклицает Шершнёва. — И неужели наши дети не заслужили того, чтобы оздоравливаться именно здесь?

Не все ребятишки могут поехать на море — Тургояк им его заменяет. И мне бы не хотелось думать, что закрыли лагерь, скорее всего, по чьему-то заказу. Проверяющие ведь приехали на одной машине.

И я им сказала, что именно за эту землю буду биться до последнего  и в следующем году снова здесь разобью лагерь для детей. Как буду действовать? Для начала соберу подписи со всех родителей, отзывы о лагере и дам ситуации огласку.

Чиновники боятся в открытую со мной бороться. Они боятся даже свои фамилии увидеть в газете, потому что понимают, что покушаются на самое дорогое — детей.

…А сами дети уже, кстати, начали действовать. После того как узнали, что третьей смены не будет, все дружно принялись названивать по сотовым телефонам.

Кто-то в Москву — дяде-адвокату, чтобы заручиться поддержкой. Кто-то — папе-чиновнику в Челябинск, узнать, нет ли знакомых в миасской мэрии. Кто-то — маме-журналисту…


P.S. Мы готовы предоставить слово всем заинтересованным лицам. И очень хотим получить от чиновников ответ на вопрос, знают ли они о существовании экологического лагеря, в курсе ли проблем. И почему, в конце концов, документы о выделении двух гектаров земли у озера Тургояк задерживаются?

Светлана ШЛЫКОВА
Фото из архива
«Планеты детей»