Меню

«Дней» больше не будет

16.07.2008 00:00 132 (11015)


Популярность спектакля обогнала известность театра. Так случилось с пьесами «День радио» и «День выборов». Придумали сценарий и исполнили роли актёры юмористического театра «Квартет И». В Челябинск ребята привёзли постановку «День радио». Актёры Александр Демидов и Ростислав Хаит признались нам, что уже не могут играть пьесу — устали. Но публика требует.

«День радио» принёс оглушительный успех «Квартету И». Главные роли исполнили четыре его актёра: Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин, Ростислав Хаит — все выпускники ГИТИСа.

Премьера спектакля «День радио» прошла в 2001 году. Спектакль стал настолько популярным, что недавно сняли одноимённый фильм. Прошло семь лет. Актёры до сих пор ездят со спектаклем по России.

И признаются, что за восемь сезонов устали его играть. Чтобы выступления не превращались в мучения, они на сцене импровизируют и шутят друг над другом. Зрители с нетерпением ждут каждого приезда.

Может быть, успех пьесы в необычном жанре. Ни комедией, ни фарсом, ни мюзиклом такое представление не назовёшь. Но вместе с тем здесь есть что-то от каждого из этих жанров.

Как бы «Наше радио»

Музыкальные вставки написал известный рок-музыкант Алексей Кортнев, лидер группы «Несчастный случай». Михаил Козырев исполнил роль программного директора радиостанции «Как бы радио».

В реальной жизни он возглавлял «Наше радио», «Максимум» и «Радио ультра». Актёры «Квартета» одно время работали на первом из них диджеями.

Именно поэтому многие зрители решили, что в спектакле показана кухня «Нашего радио». Когда мы поинтересовались у авторов сценария, так ли это, Ростислав Хаит (диктор Слава) ответил:

— В итоге получился собирательный образ. Так совпало, что мы подружились с Мишей Козыревым и сами работали там. Конечно, больше признаков «Нашего радио». Можно заметить сходство логотипов и музыкальных джинглов.

Миша рассказывал истории из жизни разных радиостанций, на которых работал. И музыка звучит самая разная — от рока до шансона.

Когда редакция решает раздуть новость об аварии на лодке с цирком на борту, проводит марафон. В нём участвуют музыкальные группы самых разных стилей.

Их роли исполняет «Несчастный случай» в разных ипостасях — рокеров и ресторанных музыкантов. Для участия в спектакле пригласили Марьянова, Виторгана, Гришаеву. В записи звучали голоса Николая Фоменко, Лолиты Милявской и группы «Чайф».

Простите за юмор

Актёры квартета любят хороший старый рок. Ростислав выделяет для себя Виктора Цоя. Хаит добавляет: «Правда, он не выпускал ничего нового за последнее время».

И тут же просит прощения за жёсткий юмор. Смех на сцене актёры переносят в жизнь. Даже съёмки фильмов они превращают для себя в праздник.

— «День радио» снимался мгновенно. Это было быстро, весело и ненапряжно, — говорит Александр.

— А мне «День выборов» было снимать интереснее, потому что мы плыли на корабле, веселились. Миша Ефремов в шесть часов утра зачем-то искал цыганский городок.

— При создании «Дня радио» вы ориентировались на какие-либо образцы?

Р.Х.: — Первым изобразил радиоэфир участник Pink Floyd Роджер Уотерс. Но у него это не было спектаклем. До «Дня радио» театр ставил спектакли, на которые ходила публика, но очень узкая. Поэтому билеты были недорогими. Мы понимали, что играем неплохо, но при этом сами пьес не писали.

С 1993 по 2001 год квартет исполнял классику. Особенно коллективу полюбился Жан Батист Мольер. О современных спектаклях никто и не помышлял. Однако втайне все мечтали стать популярными.

Примерно в это время в гости стала захаживать группа «Несчастный случай». Так возникла идея сделать совместный спектакль. Кортнев решил написать новые песни. Получилась актуальная пьеса, и, говоря языком радиоведущих, «как бы» удачная.

— На сегодня накопилось много пьес. «День радио» является самой раскрученной. Бренд «Квартета И» совсем недавно сравнялся с брендом этой комедии, — считает Александр Демидов.

Публика полюбила спектакль, а актёры устали его играть. Для них самый значимый спектакль — последний.

Третий фильм

Успех современной пьесы заставил ребят задуматься о продолжении истории. Ею стал спектакль «День выборов». Команда «Как бы радио» получила от олигарха важное задание — провести предвыборную кампанию и продвинуть бесперспективного кандидата в губернаторы одной из областей. Действие, прямо как у Островского, происходит где-то на Волге.

Весь персонал плывёт по великой реке, проводит пресс-конференции, устраивает митинги и даёт концерты. В спектакле по-прежнему много музыки, в частности «Несчастного случая».

— «День радио» вы создавали, опираясь на собственный опыт. А «День выборов»?

Р.Х.: — Сами мы никогда не занимались пиар-технологиями. Было важным написать пьесу, а потом и киносценарий про то, как действительно проходят выборы.

Консультации давали люди, которые участвовали в предвыборных гонках. Здесь, как и в бизнесе и футболе, главная сила — деньги.

А.Д.: — Коллизии в спектакле выдуманы, но людям кажется, что это реальные события.

— Многих зрителей волнует вопрос, будет ли ещё какой-нибудь «день».

Р.Х: — Третий фильм выйдет в любом случае. Но это точно будет не «день». По крайней мере в ближайшие пять лет подобных работ не предвидится. Артистов, играющих эти образы, уже тошнит.

Пока готов один сценарий для мультфильма на заказ. К тому же только что вышел новый спектакль, а они выходят один-два раза в год. Ничем новым в следующем году не порадуем.

— На ваш взгляд, всё ли в киноверсиях удалось?

А.Д: — В «Дне радио» очень многое вышло так, как хотелось. А вот «День выборов» подкачал. Он был снят немодно и некачественно.

Эти огрехи особенно видны в кинозалах. Хотя многим людям последний фильм понравился больше, потому что он написан лучше. И это правда.

Ненастоящий мужчина

Сейчас «Квартет И» пытается отойти от создания спектаклей, подобных «Дню радио» и «Дню выборов». Новая и не похожая на предыдущие работа — спектакль «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках».

Название длинное, как и беседы, которые ведут герои. На сцене их всего четверо — это участники квартета. Другие актёры появляются только в видеосюжетах. Это кульминационные сцены из не снятых фильмов. Они короткие, по шесть-семь минут.

— Каждую главу предваряют мужчины среднего возраста Фоменко и Макаревич — друзья квартета. Среди героев Ольга Дроздова, Михаил Козырев, Золотовицкий, Кортнев, Миша Ефремов.

Нам удаётся два часа держать зал вчетвером, и люди не уходят, — хвастается Ростислав и продолжает: — Мы говорим о женщинах, немного о кино и чуть-чуть об алюминиевых вилках.

Там много правды и искренних вещей про отношения мужчины и женщины. Смешно, трогательно и трагично. Много споров ведётся об изменах.

Проверять телефон жены или нет? Что изменится, если ты увидишь SMS от любовника? Ты готов с ней развестись? Почему можно изменить жене, а нельзя детям?

— В пьесе играют настоящие мужчины?

— Не люблю разговоров про настоящих мужчин. Мы показываем обычных. Я, например, не умею драться и могу пустить слезу. Наверное, я ненастоящий, — вздыхает Ростислав.

Возможно, «Разговоры» выйдут и в печатном виде. Их авторы считают, что читателям будет легче воспринимать текст, настолько точно они попали в точку. Актёры испытали всё на собственной «шкуре».

Пошутили

Даже в реальной жизни Александр Демидов и Ростислав Хаит ведут себя как на сцене. Остроумничают и шутят по каждому поводу. Даже корреспондент «Вечёрки» подвергся их юмору.

Когда я представилась журналистом газеты «Вечерний Челябинск», они нарочито удивлённо спросили: «А что вы делаете здесь днём?» Конечно, это безобидная шутка.

— А бывают ли перегибы?

Р.Х.: — Нет, стараюсь не перегибать палку. Достаточно весело общаюсь с людьми.

А.Д.: — Иногда невольно обижаю кого-нибудь. Однажды на банкете подошёл человек. Он сказал, что  по моей вине чуть не развёлся с женой.

Наверное, какая-то ситуация на сцене его затронула и он перенёс её на личную жизнь. Стараемся шутить так, чтобы человеку не было обидно и больно. Если обижаю, то прошу прощения. Лично встаю на колени.

— Хотите, чтобы ваши дети стали актёрами?

Р.Х.: — У меня нет детей. Я пока об этом не задумываюсь.

А.Д.: — Моя дочь подаёт надежды, не знаю, обладает ли способностями. Сыну всего месяц. Хочу, чтобы он стал человеком с большой буквы. В нём должны совместиться улыбка, радость и наслаждение — три составляющих счастья.

ТВ убивает творчество

— Как относитесь к юмору Comedy club?

Р.Х.: — Там работают очень способные ребята. К сожалению, они оказались заложниками технологий и опустились до низкого уровня. Чтобы быть популярными, нужно еженедельно появляться в эфире.

В этом случае снижается ценз шуток. Мы пишем одну пьесу два-три года. Поэтому они выходят достаточно высокого качества. Придёт время, и российский народ привыкнет к хорошему юмору.

А.Д.: — Телевидение убивает творчество напрочь. Одно время «Квартет И» обижался, что не получается выйти на ТВ. Сейчас все этому радуются. Иначе мы бы вышли в тираж и скатились вниз. Сейчас они в шоколаде, а мы никто.

— Кто для вас является авторитетом в юмористическом жанре?

Р.Х.: — Жванецкий. Это пример, как со временем оставаться на том же уровне, что и в молодости. В спектакле «Разговоры» есть монолог артиста.

Он говорит, что в старости уже не надо заниматься творчеством — надо писать мемуары или давать интервью. Марк Захаров вот перестал снимать кино. И я не хочу на старости позориться. Не хочу, чтобы говорили: «Раньше он работал лучше».

— Какими вы себя видите в старости?

Р.Х.: — Хотелось бы понять, что ты ещё что-то можешь. Пожинать плоды или почивать на лаврах. Если мне не будет стыдно за себя молодого, считай: жизнь удалась.

Ольга ЗОЛОТЫХ
Фото автора и с сайта www.kinopoisk.ru.