Меню

Папа советского «САПРа»

16.07.2008 00:00 132 (11015)


Анатолий КОШИН преподаёт в ЮУрГУ с 1967 года. Он создал компьютерную программу, в которой остро нуждалось советское машиностроение. Корреспонденту «Вечёрки» Анатолий Александрович рассказал о секретных разработках, которые могли перевернуть мир.

СПРАВКА «ВЧ»

Система автоматизации проектных работ (САПР) или CAD (англ. Computer-Aided Design) — программный пакет, предназначенный для создания чертежей, конструкторской и/или технологической документации и/или 3D-моделей.

Современные системы автоматизированного проектирования (CAD) обычно используются совместно с системами автоматизации инженерных расчётов и анализа CAE (Computer-Аided Еngineering).

Данные из СAD-систем передаются в СAM (Computer-Аided Мanufacturing) (систему автоматизированной разработки программ обработки деталей для станков с ЧПУ или ГАПС (гибких автоматизированных производственных систем)).

Обычно охватывает создание геометрических моделей изделия (твердотельных, трёхмерных, составных), а также генерацию чертежей изделия и их сопровождение.

Следует отметить, что русский термин САПР по отношению к промышленным системам имеет более широкое толкование, чем CAD, — он включает в себя как CAD, так и CAM, и CAE.

«Википедия» — свободная энциклопедия
(http://ru.wikipedia.org/wiki/САПР).

Компьютерная лихорадка

Маленькая тёмная аудитория. Несколько рабочих столов и книж-ные полки, заставленные учебными пособиями. Именно в этой каморке создавался первый в Советском Союзе учебник по компьютерному проектированию в машиностроении.

— Наша команда выиграла тендер, на который претендовали десять коллективов, — рассказывает Анатолий КОШИН. — Учебник назывался «Системы автоматизированного проектирования технологических процессов».

В середине 80-х машиностроение всё ещё работало по нормативным рекомендациям для разных типов станков. На проектирование тратилось слишком много времени. Поэтому стране срочно требовалась компьютерная программа, которая ускорила бы этот процесс.

— Ведущие организации, в том числе и институт технической кибернетики, отказались от этой работы, заявив, что выполнить её невозможно, — вспоминает Анатолий Александрович.

— У нас большая страна и на каждом заводе своя специфика. Подстроиться под всех крайне сложно. Но мы с задачей справились.

На испытания разработанной системы приехали представители всех 19 промышленных ведомств. Мы получили государственный заказ, но Союз развалился и мы не сумели воплотить идею в жизнь.

Анатолий Кошин за свою жизнь успел побывать в разных странах. Но увиденные красоты его не впечатлили.
— Иностранцы умеют подавать свои минимальные достоинства. Например, я был в Испании на корриде.

Это жалкое зрелище. Но о корриде знает весь мир. Потому что испанские пиарщики смогли представить её как национальное достояние. Или — я ходил на гору, где был Дон Кихот.

Обычное место, ничем не примечательное. Но вся планета мечтает там побывать. А ведь наши красоты под Златоустом гораздо ярче и интереснее. Но русские почему-то слишком скромны. И не могут сделать свои достопримечательности культурным достоянием.

Секретные разработки

Анатолий Кошин не любит, когда ругают новое поколение. По его мнению, нет ничего плохого в том, что молодые люди становятся прагматичными.

— Современные студенты уверенны и амбициозны. Они точно знают, чего хотят и как этого можно добиться. У нас учится Саша Дьяконов.

За два года в магистратуре он сделал столько, что ему было достаточно года обучения в аспирантуре, чтобы выйти на защиту кандидатской диссертации. Его пример заразителен.

— По окончании университета многие российские таланты переезжают на Запад. Как вы к этому относитесь?

— Я не считаю, что для нашей страны это актуальная проблема. Мир объединяется. С любой точкой на планете можно связаться в несколько секунд. Люди постоянно работают по контрактам в разных странах, и это хорошо.

Потому что человек, во-первых, обогащается сам, во-вторых, делится с кем-то своим опытом. Кроме того, важны и деньги. Вообще я считаю, что нам нужно работать вместе.

У немцев развита техническая сторона экспериментальных исследований. А в теоретическом обобщении и математике мы их превосходим. Так зачем же нам соревноваться?

— Ваша работа связана с ракетами. Скажите, мы когда-нибудь покорим космос?

— В ХIХ веке люди говорили, что на пароходе переплыть океан невозможно. В трюмы не помещалось столько угля. Но потом появились новые двигатели и недостижимое воплотилось в жизнь.

В 1984 году у нас была завершена разработка ракетоплана. Он взлетал как самолёт и в воздухе становился ракетой. Он в тысячу раз лучше американского «Челленджера». Но наши руководители решили отказаться от этой разработки.

Та же история произошла и с экранолётом, который мог изменить мир. Когда американцы увидели его со спутника, они подумали, что это сбой техники или НЛО. Экранолёт двигался с большой скоростью на высоте 15 метров, хотя был очень громоздким: мог перевозить 500 тонн.

— Вы коснулись НЛО. Вы верите в их существование?

— Мне хочется верить! Их наличие говорит о том, что есть цивилизации, которые смогли продвинуться дальше нашей. Смогли изобрести приборы, которые позволяют быстро преодолевать миллиарды километров.

По теории вероятности если уж мы зародились, то в разных точках Вселенной могла зародиться и другая жизнь.

Дети Кошина покорили Москву

Анатолий Кошин узнал настоящую дату своего рождения только в 50 лет.

— Я родился в Псковской области, — рассказывает Анатолий Александрович. — Моё появление на свет совпало с отступлением немецких войск. Нашу семью взяли в плен и отвезли в немецкий концлагерь.

Родители с трудом уберегли меня. Ведь мальчиков старше года немцы забирали у мам и отдавали в детские дома, чтобы тех воспитывали «правильно».

Но один немецкий священник пожалел меня и заменил в церковных документах мой возраст несколькими месяцами. Когда война закончилась, родители оказались в американской зоне. Американцы уговаривали мою семью уехать в Штаты.

Но отец соскучился по России и попросился домой. А на родине его встретили как предателя и отправили на Урал в трудбатальон. Через год он получил комнату в общежитии и забрал семью в Челябинск.

Он работал на трубопрокатном заводе. Участвовал в установлении мирового рекорда производительности прокатного стана. Но наградили всех, кроме него, из-за того, что на отце висел ярлык военнопленного. Поэтому родители долго скрывали от меня тайну рождения.

У Анатолия Александровича двое детей: сын Павел и дочь Александра. Оба закончили 31-й лицей, переехали в Москву и сумели её покорить.

— Я всегда говорил детям: «Не нужно кровь из носу знать назубок каждый предмет, но дисциплины, в которых вы будете пробовать себя дальше, нужно знать на «отлично».

По природе своей они в равной степени тяготели и к гуманитарным, и к техническим наукам. Поэтому я посоветовал своим детям ехать в Москву поступать в МГУ на экономическую кибернетику.

На третьем курсе Саша пришла к заключению, что менедж- мент — более эффективная специальность и перевелась на другую кафедру. Сын поступил так же.

По окончании университета Саша какое-то время работала в банковской сфере, вскоре стала вице-президентом компании «Сахалинуголь», сейчас она генеральный директор управляющей компании.

Паша долгое время работал в банковской сфере, но тоже ушёл в корпоративный бизнес. Сегодня он генеральный директор компании «Кремль 3D». На основе снимков они создают трёхмерную модель Кремля.

Василий ТРУНОВ
Фото Виктора БАСКОВА