Борис Каплун любит истории
Известная челябинская группа «Ариэль» отметила сорокалетие. Газета «Вечерний Челябинск» встретилась с её старожилом Борисом Каплуном и узнала о самом ярком концерте и о судьбах некоторых поклонников коллектива.
Рождение «Ариэля»
Группа «Ариэль» образовалась в 1967 году. Первыми её основателями были Лев Фидельман, Лев Гуров и Лев Ратнер. Вместе три Льва проработали до 1970 года. Потом к ним присоединились Борис Каплун и Валерий Ярушин.
— В 70-м приехал поступать в институт культуры, — вспоминает Борис Фёдорович. — В то время я не предполагал своего музыкального образования именно в группе. Я хотел учиться, играть на скрипке.
А может быть, и преподавать. Но волею судеб познакомился с Ростиславом Геппом. Он и свёл с Валерой Ярушиным, который взял меня на работу в группу «Аллегро».
Мы поработали месяц, подготовили кое-какую программу, а потом приняли участие в одном музыкальном конкурсе. И ансамбль «Аллегро» выиграл у «Ариэля».
Через какое-то время после конкурса ко мне подошли ребята из «Ариэля» и позвали в свою группу. Я сказал, что с удовольствием бы, но дело в том, что только пришёл к Ярушину и не хочу разбивать наш союз.
Они говорят: «Да ладно, зачем тебе Ярушин?» Но я упёрся! Тогда они позвали нас двоих. Я пришёл к Валере и спросил у него: «Зачем нам в городе две посредственные группы? Давай сделаем одну хорошую!» Правдами и неправдами я его уговорил.
— А как вам удавалось сохранять группу столько лет?
— Сохранить группу — самое тяжёлое! Нужно чем-то жертвовать. За это время мы могли распасться. Но решили во что бы то ни стало сохранить группу.
В 1989 году пути Валерия Ярушина и «Ариэля» разошлись. Иваныч оставил своим бывшим друзьям название и отправился в свободное плавание. Однако в 2006-м страсти снова накалились.
Дело в том, что Ярушин начал гастролировать под именем «Ариэль» вместе с дочерью и сыном. Организаторы порой пребывали в полной растерянности, какая из групп настоящая, а какая нет. Из-за этого возникло недопонимание, которое не удаётся разрешить до сих пор.
«В душе я священник»
Борис Фёдорович Каплун человек открытый для общения. Настолько, что его домашний адрес и телефон можно найти на челябинских интернет-сайтах.
— Скажите, разве безопасно такому публичному человеку, как вы, оставлять в Интернете свои контакты?
— Конечно, оставлять их очень опасно. Но я человек публичный и открытый для разговоров с людьми. Ко мне приходят многие со своими проблемами и бедами. Одна женщина недавно пожаловалась на своего сына.
Я её спросил, чем могу помочь. Оказалось, что сын пытается заниматься музыкой. Я для него большой авторитет, и этот фактор может способствовать возникновению в их доме доброй обстановки.
В итоге назначил личную встречу этой женщине и её сыну. Но парень не пришёл, так как испугался, что я заставлю его ступить на путь истинный.
Однако сам факт, что Борис Каплун хотел провести с ним воспитательную работу, подействовал на мальчика. Больше его мама мне не звонила. Вообще, я очень хочу помогать детям. В душе чувствую себя священником. Человеком, который услышит и поможет ближнему.
Борис Каплун принимал участие в акции против наркомании. В 2005 году он вместе с Ростиславом Геппом и Александром Тибелиусом два часа отвечал на звонки по телефону доверия Госнаркоконтроля.
— В моё время было всё, кроме наркомании, — говорит Борис Фёдорович. — У нас тогда пробовали курить план в папиросках, который с огромным трудом проникал в страну. Но мне это не нравилось уже тогда. Это как с алкоголем. Кого-то засасывает, кого-то — нет.
Я за здоровый образ жизни. Считаю, что вредные привычки кроются в человеческих комплексах.
— Как вы полагаете, наркомания — это национальная проблема?
— Когда-то у нас была репетиционная база в ДК железнодорожников. В то время рядом располагался ночной клуб «Багира». Так как мы заканчивали репетиции ночью и забирали оттуда своё оборудование, то видели, какой контингент ходит в это заведение.
Мы смотрели на молодёжь, и нам становилось страшно. Под действием таблеток они вели себя неадекватно. Сливались в однородную массу, принимали одинаковый облик.
Ночные клубы не дают позитива, а всего лишь вырабатывают стадный инстинкт. В них подросток употребляет экстази, и его принимают за своего. Он становится как все.
Но если мы придём в университет, то увидим совершенно другую картинку. Там обитает другой слой, который не столкнулся с проблемой наркомании. Поэтому наркотики — это скорее не национальная, а возрастная болезнь.
Фанаты и поклонники
В 2007 году песня «В краю магнолий» в исполнении группы «Ариэль» стала саундтреком к самому страшному фильму отечественного кинематографа «Груз-200». Под эту композицию милиционер-маньяк Журов везёт на мотоцикле свою молоденькую жертву.
— У вас очень добрая песня. Теперь у многих людей она будет ассоциироваться со страшными вещами. Не обидно?
— Нам звонили из Москвы и просили, чтобы песня «В краю магнолий» стала саундтреком к фильму «Груз-200». Мы этот фильм не смотрели, поэтому комментировать я ничего не могу.
Могу лишь сказать, что каждый художник может делать то, что хочет. У Балабанова своё видение. Вообще, песня «В краю магнолий» — это отражение целой эпохи.
В то время эту композицию ставили на дискотеках и крутили на радио. Кроме того, мы не могли не дать этот трек, ведь мы сами его перепели. Автор песни — Александр Морозов.
— Кажется, что вы выступаете на сцене уже целую вечность. Какой концерт был самым ярким на вашей памяти?
— Помню, как мы выступали на авианосце «Кузнецов». Это был флагман флота. Длиною триста метров. Размера двух футбольных полей. На наше выступление пришли 1300 человек. Это был выдающийся концерт!
Вообще, я люблю ездить. Мне нравится общаться с людьми, узнавать их истории, знакомиться с внутренним миром. Можно сказать, что я коллекционирую души, и это мне очень нравится.
— Сейчас многие музыканты жалуются на фанаток, которые проникают и в душевые, и в гостиницы. Было подобное в ваше время?
— В семидесятых поклонники кочевали за нами из города в город, где бы мы ни выступали. Они тоже проникали к нам в гостиницы, устраивали сюрпризы и праздники. Многих поклонников и поклонниц мы переженили.
Они счастливы и сегодня. Вообще, в то время творчество нас интересовало гораздо сильнее земных дел. Ведь способность творить — самое величайшее, что подарил нам Господь.
Но и о фанатах мы, естественно, не забываем. С некоторыми общаемся по сей день. У нас есть поклонник из Санкт-Петербурга. Его зовут Ваня. Он и сейчас интересуется творчеством группы.
Василий ТРУНОВ
Фото Вячеслава НИКУЛИНА