Меню

Короли на дорогах

17.12.2007 00:00 237 (10872)


Сегодня мы поговорим об автомобильном этикете. И пусть вас не шокирует сочетание этих двух слов. Хотя поведение на дорогах регламентируется ПДД, взаимоуважение между всеми участниками движения никто не отменял.

Наш постоянный консультант кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения и музееведения ЧГАКИ Ирина ШИБАКОВА, автор специально разработанных курсов «Дипломатический протокол и деловой этикет», «Этика деловых отношений», знает все нюансы темы и готова ответить на многие вопросы.

— Дорожный этикет основан на ПДД, а не противопоставлен им, — начинает разговор Ирина Николаевна. — Поэтому вежливый автомобилист — тот, кто соблюдает правила дорожного движения и не создаёт аварийных ситуаций.

Однако это не является гарантией того, что водитель не окажется в положении, выход из которого подскажет только этикет. Например, представьте, что вы едете по главной дороге. Машин много.

Из переулка пытается безуспешно пробиться на центральную улицу другой автолюбитель. Никто его, естественно, не пропускает — все же спешат, торопятся...

— Правила дорожного движения чётко прописывают такую ситуацию — выезжающий со второстепенной дороги должен всех пропускать.

— Но поставьте себя на место этого бедного автомобилиста! У него могут быть серьёзные проблемы, — допустим, жена на заднем сиденье рожает или опаздывает в аэропорт.

И если уж видите, что кто-то долго не может выехать из переулка, уступите ему. То же самое касается и предоставления возможности совершить манёвр тому, кто хочет перестроиться из ряда в ряд...

— Тем более что через сто метров вы сами можете оказаться в такой же ситуации и будете ждать, чтобы пропустили уже вас…

— Совершенно верно. Жизнь-то богаче, чем ПДД. Вот, скажем, едете вы по трассе. А вам сигналят, чтобы уступили дорогу: мол, медленно движетесь. Что делать? Правила дорожного движения в этом случае ответа не дают.

Но с точки зрения этикета при первой же возможности пропустите других, припарковавшись на обочине. Так вы покажете своё уважительное отношение ко всем участникам движения.

Игры для мужчин

— Ирина Николаевна, не секрет, что некоторые водители пытаются друг с другом соревноваться на дороге…

— Потому что воспринимают машину как игрушку. В детстве, видимо, не наигрались, купили себе авто для удовольствия, сели за руль и думают: «Я вот на такой крутой тачке, а ты на каком-то «жигулёнке» меня хочешь обогнать? Да как ты посмел!»

И начинают жать на газ. Ну, честное слово, как в песочнице: моё ведёрко лучше, а твоё хуже. Игры на дорогах, в которых участвуют чаще всего мужчины, а не женщины, ни к чему хорошему не приводят.

И со стороны выглядят просто смешно.
— Однако женщины тоже иногда принимают вызов. Всем известно, что некоторых мужчин дамы за рулём просто раздражают. Вот и пытаются доказать рыцари дорог, кто на трассе хозяин.

Я, признаюсь, бывает, тоже не сдерживаюсь и теряю присущее женщинам хладнокровие: заставляю какого-нибудь Шумахера висеть у меня на «хвосте»…

— Не стоит уподобляться невоспитанным, как вы выразились, Шумахерам. Да пусть себе едут сами с собой наперегонки, играют. Именно такие автомобилисты ведут себя как дети и в других ситуациях.

Я сама, когда только начинала ездить, была свидетелем и участником такой картины. Трогаюсь на перекрёстке — машина глохнет. И вот со всех сторон начинают мне сигналить. Зачем?

Ведь таким образом не помогут, а наоборот, заставят ещё больше разнервничаться. Дайте человеку возможность самому справиться с проблемой. Он успокоится и поедет.

— Вообще, к «чайникам» и водителям за рулём авто с буквой «У» надо относиться снисходительно. Ещё со времен автошколы запомнила фразу «Увидели учебную машину — объезжайте её стороной. Это очаг инфекции!»

— Даже если на машине нет буквы «У», не надо думать, что все сидящие за рулём профессионалы с большим опытом вождения. Все ведь когда-то впервые садятся за руль.

Вспомните себя, прежде чем сигналить новичку, который, естественно, мешает. Кстати, помехой часто становятся и опытные водители. Некоторые почему-то никогда не соблюдают правило движения по полосам.

Говорят: «как хочу, так и еду, тем более что никого рядом нет». Я спрашиваю: «Научившись есть ножом и вилкой, вы только в ресторане так делаете или нет?» Это ведь норма, которой придерживаются и дома.

Так и с вождением. Если норма ездить по ряду — правому или левому, так и поступайте. Не надо чувствовать себя королём на дороге!

Потайные сигналы

— Чем ещё автолюбитель может мешать другим участникам дорожного движения?

— Световыми и звуковыми сигналами. Общеизвестно, что когда мы едем по трассе и у нас включён дальний свет, то при встречном авто нужно переключиться на ближний.

Но почему-то многие не задумываются, что то же самое следует сделать, если вы кого-то обгоняете. Иначе можете ослепить водителя, смотрящего в зеркало заднего вида. Что касается звуковых сигналов, то в городе, в жилой зоне, они вообще нежелательны.

Это как ругань извозчика, и ими можно просто напугать. Применять клаксон нужно только для предотвращения ДТП. В остальных случаях, я считаю, можно обойтись световыми сигналами.

— У автомобилистов существует своеобразная «азбука Морзе», главную роль в которой играет свет.

— Причём такие световые сигналы никто специально не придумывал, они появились сами собой как необходимость предупредить других. Допустим, желает водитель пропустить другое авто — мигает дальним светом.

Хочет предупредить собирающегося пойти на обгон об опасности — мигает левым поворотником. Опасность миновала? Мигает правым.

Дальним светом фар на трассе показывают, что впереди «рояль в кустах», то есть автоинспекторы. В ответ — благодарственный жест рукой.

— Некоторые благодарят, «моргнув» аварийкой…

— Вежливый водитель обязательно поблагодарит за то, что ему уступили дорогу, сообщили о чём-то. Согласитесь, это так естественно — сказать спасибо.

Где уважают пешеходов

— А если спасибо говорить не хочется, а даже наоборот? Вы наверняка слышали, как автолюбители ругают водителей маршруток, которые часто создают аварийные ситуации.

— Действительно, маршрутные такси нередко становятся помехой. Однако, если вас вдруг подрезал этот транспорт,  не советую ругаться. Просто представьте себя на месте водителя маршрутки.

Ведь он должен следить не только за дорогой, как все остальные, но и за салоном. Он может отвлечься на то, чтобы выдать билет, на конфликтующих пассажиров, поэтому ему в два раза тяжелее, чем вам!

И если промелькнула мысль уступить или не уступить маршрутке дорогу — уступите. То же самое относится и к грузовым автомобилям. Человек на работу едет, не на дачу.

Не надо с ним соревноваться — он вас просто переедет, потому что большой. Или будет поворачивать и заденет — у КамАЗа или автобуса геометрия разворота иная, чем у легкового автомобиля. Уступите ему дорогу — в другом месте обгоните!

— Наверное, не стоит соревноваться и с пешеходами?

— Когда смотрю, как наши автомобилисты обращаются с пешеходами, то сравниваю, что бывает за рубежом. Там именно пешеход король. Как только он ступает на зебру, все машины останавливаются.

А я вот около дома, на улице Энгельса, в районе нерегулируемого пешеходного перехода, подходя к дороге, каждый раз думаю: «Переедут или нет?» Нужна осторожность, нужна внимательность, нужна смелость, чтоб дойти до конца.

— За границей и у пешеходов культура другая! Загорелся красный свет — если даже нет машины в километре, человек будет стоять и ждать разрешающего сигнала светофора.

— Переходить действительно не будет, потому что оштрафуют. Но за рубежом и взаимоуважение между пешеходами и водителями есть…

— А у нас в Челябинске пешеходов только в Ленинском районе уважают. Там ездят учебные машины, а курсант автошколы просто не сдаст на права, если хоть одного пешехода не пропустит.

— Однако пешеходам и самим надо быть внимательными. Например, выходите вы из трамвая на остановке. По правилам автомобилист должен остановиться и вас пропустить.

Но если водитель не знает района, то не поймёт, перед светофором трамвай остановился или чтобы пассажиров высадить. Будьте сами осторожны!

Хотя в общем-то понятно, что отношения между пешеходами и водителями должны строиться по праву сильного. Кто на машине, тот сильней, тот на коне — он и уступает.

По праву сильного нужно быть благородным. Представьте, что на улице дождь, слякоть. Почему же некоторые автомобилисты на скорости проносятся по лужам и окатывают грязью пешеходов?

О пробках и парковках

— Ирина Николаевна, даёт ли этикет рекомендации, как вести себя автомобилистам, попавшим в пробку?

— На этот счёт рекомендацию дают психологи. А они говорят, что пассивная реакция на стресс — а нахождение в автомобильной пробке, когда начинаешь бояться, что машину поцарапают, что ты опоздаешь на совещание,  действительно стресс — однозначно плоха.

Нужны какие-то действия. Позвоните на работу и предупредите, что задержитесь. Отмените встречу. Послушайте музыку. И ни в коем случае не вступайте в перепалку, не отвечайте на агрессивные выкрики и сами себя так не ведите.

А если сильно опаздываете, допустим, в детский сад за ребёнком — припаркуйтесь на обочине и бегом до яслей. Так быстрее будет, а машину потом заберёте. Москвичи в подобных ситуациях поступают именно так: бросают авто — и в метро.

— Кстати, вопрос по поводу парковки. Если на стоянке перед каким-либо зданием много свободных мест, я могу поставить машину на любое место или должна припарковаться только рядом с крайним справа или слева авто?

— Ваше право — выбрать любое удобное место, даже если нет разметки.

Примечание. О том, как правильно садиться в автомобиль, почему место рядом с водителем считается самым непочётным, и многом другом мы поговорим в следующий раз.

Специалист по этикету
Ирина ШИБАКОВА
Подготовила Светлана ШЛЫКОВА.
svetlana@vecherka.uu.ru