Меню

СЕРДЦЕ ОНИ ОТКРЫЛИ МУЗЫКЕ

14.12.2007 00:00 236 (10871)


Сегодня Государственный русский народный оркестр «Малахит» празднует 20-летие. Вечером в театре драмы состоится концерт, в котором примут участие московские гости — певица Анна Литвиненко, композитор Валерий Калистратов, полюбившийся челябинской публике поющий казак-весельчак Василий Пьянов, солистка оркестра имени Осипова Любовь Муравьёва, которая будет играть на старинных гуслях не только русские, но и еврейские, греческие, ирландские мелодии.

С оркестром споют и наши артисты Наталья Воронкина, Сергей Гордеев, Наталья Заварзина и, конечно, известный кардиохирург, большой друг оркестра и великолепный тенор Михаил Малышев. В общем, к вечеру ждём праздника. Ведь «Малахит» традиций не меняет.

Идея пришла при царе

С профессором Виктором Лебедевым мы встретились в маленькой почти не отапливаемой комнатке, заставленной коробками, нотами до потолка, инструментами.

Для художественного руководителя государственного оркестра это и офис, и территория отдыха, и всё на свете. «Не очень-то солидно. Видно, не всем выпадает жребий в хоромах рабочий день проводить», — подумала я, но смолчала.

Тем временем Виктор Григорьевич налил горячего чая, стал рассказывать. И комнатка будто посветлела, наполнилась теплом, которое от него исходит всегда.

— Вы вспоминаете первый концерт «Малахита»?

— А как же! Мы выступили во Дворце культуры ЧМК. Программу посвятили столетию Андреева, который ещё при царе создал уникальный коллектив — русский народный оркестр.

Он хотел помочь нашему бедному русскому народу, разбросанному на огромной территории, сохранить национальные песни и танцы, с помощью профессионального искусства познакомиться с шедеврами классической музыки, чтобы трудовой день заканчивался не посиделками с тяжёлыми последствиями, а радостью.

— Первые три года люди не получали ни копейки. Ради чего собрались?

— Наверно, все музыканты стремятся к коллективному творчеству. В природе искусства это заложено. Актёров собирает спектакль. Желание музицировать приводит исполнителей в оркестр.

Когда объединяется талант многих музыкантов, можно богаче показать искусство нашего инструмента. Если бы Андреев услышал оркестр в современном звучании, он был бы рад, что потратил жизнь на прекрасное дело.

— А вы потратили 20 лет…

— Это только «Малахит». Вообще-то музыканты тратят на это всю жизнь.

— В оркестре много молодёжи. Чем удаётся заманить?

— Мы никого не заманиваем и не уговариваем. Люди сами просятся к нам, потому что знают: здесь собрались преданные искусству люди.

Если человек 16 лет учился (музыкальная школа, училище, институт), он хочет работать, профессионально расти. Тем более мы занимаемся не авангардом, а искусством, которое выросло на нашей земле.

До сих пор вспоминаю, как гастролировали в Баку. Министр культуры Азербайджана устроил в самом лучшем ресторане приём в нашу честь. Меня поразило то, что в зале висели старинные азербайджанские инструменты.

Не на показ, как иногда выставляют наших матрёшек, — в знак глубокого уважения национальных традиций. То же самое мы видели в Казахстане, не говоря уж об Италии, Португалии. Люди во всех странах не сомневаются ни минуты, что их национальное искусство — самое лучшее в мире.

Не просто частушки

— Как принимают «Малахит» в небольших городах области, посёлках?

— Не сразу верят, что приехали профессиональные музыканты да ещё привезли с собой народного артиста или артистку. Потому что реклама не всегда соответствует действительности.

А мы с радостью выступаем везде, где нас ждут, — и в Челябинске, и в Трёхгорном, и в Италии. Недавно показали программу в большом зале филармонии — с участием народной артистки России Анны Литвиненко.

Тем же составом отправились в Копейск, выступили в Чебаркуле для ветеранов. После концерта они подходили и с дрожью в голосе говорили: «Да неужели наша музыка возрождается?!

Здорово, что играете не просто частушки и наигрыши — настоящую музыку. Такие концерты продлевают нам жизнь!» Эти слова не забыть.

И когда гастролируем по области, стараемся исполнять самый разный репертуар — произведения глубокие и разудалые, чтобы люди почувствовали полноту нашего искусства.

Особенно приятно, что после концерта люди не расходятся — делятся впечатлениями, задают вопросы, общаются. А их глаза светятся радостью. Значит, наша энергетика передалась, зажгла огонёк. Мы открылись душой — и своё сердце они открыли музыке.

Десять лет спустя

Кажется, недавно праздновали 10-летний юбилей. Много чего коллективу тогда обещали. И что? В Португалию съездили, и тема закрылась. Ни автобуса, ни своего помещения у «Малахита» так и нет.

— Зато появилась уверенность, что мы нужны. Нам очень помогает губернаторский грант. Летом съездили в Италию. В филармонии мне уже вручили золотой ключик в качестве премии.

А хотелось бы этим ключиком открыть дверь своего собственного помещения, где можно заниматься, не боясь, что кто-то неожиданно снимет репетицию и зал, который мы арендуем в академии, не понадобится для более важного мероприятия. Просуществовать в таких условиях 20 лет мало кто может.

Птицефабрика спасла

— Помнится, у «Малахита» были очень тёплые отношения с Челябинской птицефабрикой. Они вас не забыли?

— Что вы! Они всегда рядом. Особенно вначале, когда никакого финансирования не было, концерты проходили бесплатно. Было модно искать спонсоров, меценатов. И мы вышли на директора птицефабрики Владимира Фёдоровича Мурашова.

Помню, к нам на репетицию приехала «комиссия» — директор, представители парткома, комсомола, трудового коллектива. Показали им программу, гости удивились.

Один человек из комсомола потом рассказывал: «Ехал, заранее зная, что помогать не будем. Но когда оркестр заиграл, я понял, что первым проголосую за то, чтобы стать спонсорами».

Потом нас пригласили на птицефабрику, чтобы концерт послушал весь коллектив. Выступили — и люди проголосовали за нас единогласно.

Благодаря этой уникальной дружбе прошла и презентация оркестра в Колонном зале в Москве. Мы выпустили пластинку, на Всесоюзном радио сделали записи.

Финансирование теперь государственное, но дружба сохранилась до сих пор. Мы прекрасно понимаем: если бы птицефабрика нас тогда не поддержала, «Малахит» бы сейчас не отмечал 20-летие.

Жалоб нет — одни мечты

— Мечтать ещё не бросили?

— Конечно, нет. Все наши мыс-ли и планы направлены вперёд — играть лучше, больше, интереснее. Чтобы лучше играть, нужно иметь помещение. Представьте, команда «Трактор» не имела бы своего льда.

Они талантливые, всё равно бы гоняли шайбу, хоть по асфальту. То же самое у нас... Конечно, очень нужен автобус. Вся деятельность — гастрольная, много выездов. Администрация области выручает.

Но получается, что до последнего момента мы не знаем, дадут автобус или нет. А ведь нас ждут — в Трёхгорном, Озёрске, Чебаркуле. В филармонию переместиться можно. А туда 50 человек с инструментами, костюмами просто так не увезёшь.

Наши инструменты стоят очень дорого, сделаны на заказ — не на фабрике, а руками мастера. Недавно, к примеру, купили вибрафон, ксилофон, колокольчики и колокола, уникальные литавры.

Некоторые инструменты вывозить не можем. Но оркестр-то государственный, профессиональный. Он должен иметь всё, что написано композитором.

— По-моему, все государственные оркестры имеют по два автобуса.

— Мы не требуем для инструментов отдельный автобус. Пусть будет хотя бы один, но комфортабельный, чтобы в нём можно было спокойно разместить не только музыкантов, но и инструменты.

— Что-то не жалуетесь на низкие зарплаты. У вас порядок?

— Нет, конечно. Если бы не грант, не знаю что было бы. Хотелось бы, чтоб разговор о зарплатах шёл с позиции — нужен коллектив или нет. Я считаю, работу музыкантов, которые потратили 16 лет жизни на обучение, надо оплачивать достойно.

Они должны спокойно заниматься творчеством, зарабатывая в оркестре, а не бегать на вторые-третьи работы или вынужденно уходить в бизнес.

__________________________________

Дитя в футляре помещалось

В оркестре много музыкантов, которые двадцать лет назад играли на сцене ДК ЧМК. Они прошли самую трудную часть пути. И до сих пор не жалеют.

Любовь Пашкова, концертмейстер альтовых домр:

— Оркестр для меня — образ жизни. До сих пор помню первые репетиции, ощущения абсолютно туманного будущего. Я оставляла дома грудного ребёнка, который помещался в футляре моей домры.

Дети росли, а я всё концертировала. Дочь до сих пор не может забыть: «В Новый год все мамы завязывали деткам бантики, а ты на своём «Малахите» партии разучивала».

И не жалею. Ведь мы сохраняем народное искусство — это святое. Давно ещё мой педагог в консерватории Тамара Вольская сказала, уезжая в Америку: «Всегда помните: вы носители великой исполнительской школы — уральской.

Вам её продолжать, вам хранить традиции, воспитывать молодёжь». Теперь своим студентам говорю: «Если не сумеем сохранить наше искусство, это будет самый страшный грех».

Я рада, что в моей жизни есть «Малахит», что сын учится на баяне в Гнесинской академии, дочь тоже стала музыкантом. Это значит, что наша семья внесёт хоть какую-то каплю в дело сохранения русской народной музыки.

В консерваторском оркестре я играла со многими дирижёрами. Поэтому знаю: с Виктором Лебедевым нам повезло невероятно. Это человек, который помогает выразиться, раскрепоститься душой, вырасти как музыканту.

Виктор Григорьевич не прощает ни одной мелочи, ни одного неэмоционального взгляда в зал. И заставляет хорошо выглядеть, даже на обычной репетиции отдавать всё, что можешь, и сверх того. Зато после концерта в душе наступает счастье, глаза блестят, нет никаких проблем-недомоганий. И горы хочется свернуть.

На днях репетировали пьесу «Русская зима». Я на секунду отвлеклась и вдруг слышу: «Любовь Михайловна, представьте, что вас увозят на тройке с бубенцами». — «Мне уж поздно», — говорю. Вроде миг, шутливый диалог.

А наша «Русская зима» ожила, заискрила. Он умеет так метко выразить, что его афоризмы и сравнения хочется записывать. А ведь молодёжь это видит, чувствует. Потому и работает. Смотрю на своего ученика.

Он растёт с каждым днём, с каждой репетицией. Причём не только как музыкант. Он становится более интеллигентным как человек. Это же здорово!

Потому и говорю Виктору Григорьевичу: «Вы воспитываете своей добротой. Вам даже не надо хмурить брови. Мы сделаем всё, что нужно, в лучшем виде».

Татьяна МАРЬИНА
mary@vecherka.uu.ru
Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА